Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого венгерского дирижёра Георга (Джорджа) Шолти. Шолти — наш современник, он умер всего каких-то пятнадцать лет назад, не дожив совсем чуть-чуть до своего 85-летия — планировалось, что в этот день он в тысячный раз встанет за пульт своего любимого Чикагского симфонического оркестра.
Еврей из Будапешта, получивший в венгерской столице самое блестящее образование (среди его учителей — Донаньи, Барток, Кодаи), он был вынужден покинуть родину и осесть в Швейцарии в виду угрозы со стороны нацистов — не помогла даже германизация имени: ведь на свет будущий музыкант появился как Дьёрдь Штерн. Ещё до эмиграции он работал в опере с Бруно Вальтером (в Будапеште) и Артуро Тосканини (в Зальцбурге), сначала как концертмейстер и ассистент, позже — уже как самостоятельный маэстро.
Второе дыхание его оперная карьера получила после второй мировой войны:
американцы пригласили его дирижировать в бывший оплот нацизма, от которого он был вынужден скрываться, — в Мюнхен, где в 1946 году он поставил здесь единственную оперу свободолюбивого Бетховена «Фиделио».
Шолти на протяжении десятилетий работал со знаменитыми оркестрами мира — в Вене, Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Чикаго. Но, как справедливо отмечает Евгений Цодоков,
«…ведущее место в дирижерской деятельности Шолти занимала опера».
После удачного дебюта в Мюнхене Шолти возглавляет Баварскую оперу, затем оперный театр во Франкфурте, дирижирует в Вене, Зальцбурге и Байройте. С 1953 по 1964 годы Шолти нередко появляется и в США, в том числе выступает в «Метрополитен-опере» в течение пяти сезонов.
Но в историю мирового исполнительства Шолти войдёт прежде всего как многолетний музыкальный руководитель лондонского театра «Ковент-Гарден»,
где он дирижировал огромным количеством спектаклей, провёл множество премьер за сорок лет служения первой английской сцене и вывел этот оперный дом на небывалую высоту.
Второй рекорд Шолти — это колоссальное количество записей,
прежде всего полноценных студийных записей опер, которые после себя оставил мастер. Основное слово что на сцене, что в студии Шолти сказал в области романтической музыки — особенно ценны его интерпретации опер Вагнера, Верди, Рихарда Штрауса, симфоний Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Брукнера Малера.
Не забывал Шолти и о своих венгерских корнях
(хотя домом для него с начала 1960-х годов стал Лондон) — сочинения Белы Бартока занимали солидное место в его обширном репертуаре. В Будапеште же, рядом с могилой любимого учителя и композитора, Шолти и похоронен — такова была последняя воля маэстро.
Автор фото — Clive Barda