Ицхак Перлман в Москве
Два концерта израильского скрипача Ицхака Перлмана вызвали большой ажиотаж в музыкальных кругах. Еще бы: выступления обладателя пяти «Грэмми» в области камерной музыки и четырех «Грэмми» — за концерты с симфоническими оркестрами случаются не каждый день. Перлман играл в России в 1990-х годах, в частности, в рамках турне Израильского симфонического оркестра с Зубином Метой по Восточной Европе.
Концертируя в течение 45 лет, Перлман, естественно, стремится пробовать себя в разных амплуа: кроме чисто классических программ, он частенько играет и в джазовых ансамблях, и с клейзмерскими оркестрами (именно такую программу маэстро предложил в новом концертном зале «Барвиха Luxury Village»), записывает саундтреки в фильмах вроде «Списка Шиндлера» и даже поет басом, принимая участие в записи «Тоски» Пуччини.
Поразительна жизненная энергия артиста, учитывая тот факт, что после перенесенного в детстве полиомиелита Перлман передвигается на инвалидной коляске. Впрочем, он эффектно выехал на элегантном кресле на сцену Большого зала консерватории, где по такому случаю соорудили временные пандусы и задрапировали часть сцены от двери за кулисы ширмой. А слушая его игру, вообще не обращаешь внимания, что солист против обыкновения играет сидя. Искусством игры на скрипке Перлман владеет безупречно, так что консерваторская молодежь, прорывавшаяся в БЗК, получила настоящий мастер-класс. С точки зрения технологии в игре Перлмана была масса интересного, и более того: детали порой оказывались существеннее целого.
Перлман предлагает простые решения и не утомляет публику сложными концепциями. В ре-мажорной сонате Леклера он подчеркнул солнечный колорит музыки. Так что Сарабанда, сыгранная в хороших барочных традициях с удачным добавлением орнаментики при повторах, прозвучала красиво, но совсем не трогательно. Олимпийское хладнокровие — вот что, пожалуй, преобладало в этот вечер в интерпретациях артиста. Жаль, конечно, было финального «Тамбурина», так как под аккомпанемент фортепиано потерялся смысл и драйв этой музыки, в которой главным является зажигательный наигрыш скрипки на звенящем фоне клавесина. Пианисту Рону де Сильве, к сожалению, найти адекватную альтернативу на рояле не удалось. Вообще говоря, игра де Сильвы, несмотря на весьма яркую биографию (он имеет престижные премии, диплом лучшего концертмейстера Международного конкурса имени Чайковского и титулованных партнеров, с которыми он выступает), оставила впечатление формального аккомпанемента.
Впрочем, могло ли быть по-другому, если сам Перлман, казалось, не очень утруждал себя? Довольно странно прозвучала так называемая «Героическая соната» (ор. 30 № 2) Бетховена для скрипки и фортепиано. Сдержанно, сухо, с акцентом на виртуозную сторону в Скерцо и финале, и, главное, не очень приятно по звуку. Удивительно, что на записях, к примеру с Пинхасом Цукерманом, Перлман очаровывает именно звучанием. Здесь же он играл часто почти без вибрато, отчего тембр скрипки приобретал резкий шелестящий оттенок. Почти в той же манере была исполнена «Итальянская сюита» Стравинского. Но здесь, учитывая моменты пародии в самой музыке, такой облегченный и графичный стиль имел хоть какое-то оправдание.
Однако главной частью вечера стали, несомненно, бисы. Тут раскрылась истинная душа артиста, увлеченно и с удовольствием исполнившего технически головоломные миниатюры, такие как «Рондо» Гуммеля, «Вечное движение» Ф.Риза и крейслеровские безделушки, вроде «Китайского тамбурина» и обработки «Мелодии» Глюка.
Евгения Кривицкая
Для проведения различных мероприятий — конференций, выставок, семинаров и даже корпоративных дискотек — требуется качественное звуковое оборудование. Заказать аренду звука в Москве по оптимальному соотношению цены и качества можно на сайте Prosto DJ.