Мы очень много и с удовольствием обсуждаем героев новогодней ленты «Ирония судьбы или с лёгким паром» (1975). Останется ли Женя с Надей или же, как в неудачном продолжении — всё вернётся на круги своя? Кем работал Ипполит? Чем являлась лисья шапка Нади Шевелёвой с точки зрения моды 1970-х? И так далее.
Сегодня захотелось поговорить о главном. О том, что сделалось причиной и основным мотивом этой лав-стори. Это вовсе не о любви. Это…о страхе перед унификацией. В самом начале мы видим в мультфильме-прелюдии, как мир опоясывают единообразные дома-коробки.
Это не исключительно советский феномен — тогда во всех цивилизованных странах прослеживались взаимосвязанные и взаимоисключающие тенденции: 1) стремление к уютной и дешёвой однотипности; 2) боязнь, что коробка поглотит всё и вся.
Отсюда, к слову, повышенный интерес к ретро — к тем вещам, что делались, если и не в единственном экземпляре, то хотя бы с душой. Все эти комодики да шифоньеры «…упадочного стиля эпохи Керенского» ©, патефоны, ритмы танго, подшивки старинных журналов, кинокартины, вроде «Соломенной шляпки» да «Небесных ласточек».
Персонажи «Иронии судьбы…» всеми правдами и неправдами бегут от «типичности», о которой говорил закадровый голос Александра Ширвиндта. Здесь — беспрестанная попытка не стать приложением к своей коробке.
Фоном — церковь в Тропарёво, а дома — пианино, ширма в восточном стиле и аристократичная мама, что и дома носит жабо. Кажется, я понимаю, за что Галя так держится за Женю Лукашина — он нестандартный. У него всё — эксклюзивно, и в друзьях — те самые Катаняны, что связаны со всей Москвой-интеллигентской.
Поэтому она врёт (скорее всего — врёт!) на ходу, что некий Олег приглашает её то в ресторан «Седьмое небо», то в Суздаль. Одновременно? Враньё всегда разноречиво. Ей хочется показать, что у неё имеется ещё один «не ширпотреб, а индпошив».
Ипполит стремится к Наде, которая не только волшебно-красива, но и поёт под гитару, да и вообще — учитель изящной словесности. Всё по отдельности — обыденно, а вкупе — сказка.
Да, у Надиной мамы имеется швейная машинка и портновский манекен, стало быть, в этом доме одеваются в тот самый индпошив. Больше того, Эльдар Рязанов пригласил на эту роль чужеземку, что подчёркивает нестандартность ситуации.
Сам Ипполит, выпив с мужиками, то есть по сути…расколдовав себя, начинает говорить важные и отнюдь не обыденные вещи — насчёт того, что разрушить построенное легко, а вот что затем?
Эти слова, сказанные за десяток лет до Перестройки-85, словно бы предупреждение. Но побег от шаблона — это всегда попытка сломать систему и обмануть матрицу. Таким образом, этот фильм — своеобразный квест. Думайте сами — решайте сами… Ломать или строить? Иметь или выбросить?
Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским создали гениальное кино, в котором типичность и нетипичность смешаны в правильном соотношении. Если полный нестандарт — это замороченный артхаус, если всё по линейке — скука. А тут — ненадоедающая зимняя феерия.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»