«Близнецы» и дыхание Победы

Режиссёр Константин Юдин снял много чудесных фильмов, но лирическая комедия «Близнецы» (1945) уникальна тем, что снята во время войны (съёмки велись всё лето 1944 года), и, вместе с тем, ясно ощущается дыхание победы.

Тут и красивые платья, и солнечные утра, и праздничная обстановка парка, где одна из героинь продаёт газированную воду, а длинные конусы с сиропом сами по себе дарят настроение счастья… Народ знал, что грядёт триумф.

Тем не менее, всё ещё идёт великая битва Добра со Злом. Поэтому в кадре — знаковые приметы военного времени — повестки на разгрузку угля, которые вручает женщинам домоуправ, и отключение электричества в связи с перерасходом, …и госпиталь, где лечатся моряки, и девушка-монтёр, и — облегчённый порядок усыновления. Итак, перед нами история милых сестричек Любы и Лизы Карасёвых (Людмила Целиковская и Вера Орлова).

Здесь Целиковская выступает в роли «серьёзной и мудрой» сестрицы, в отличие от «Сердец четырёх» (1941), где её Шура, как раз, младшая и глуповатая. Тут Люба Карасёва — девушка правильная, работает с электричеством, тогда как Лиза — смешливо-легкомысленная и продаёт газировку.

Обе девушки невероятно хороши собой! И вот Люба решает усыновить найденных на вокзале малышей, тогда как Лиза не понимает, зачем это нужно, хотя, особо и не протестует. Ей тоже нравятся дети, просто она не готова.

О, да! Вокруг молодой «мамы» крутится местный босс — начальник базы Госторга — товарищ Еропкин (роскошный Михаил Жаров). В годы войны это считалось очень круто — в условиях продовольственного дефицита и карточек.

Вообще, фильм можно посмотреть хотя бы из-за Еропкина с его прибаутками и словечками, халатами и сервизами. Несмотря на то, что образ — резко отрицательный, он смотрится весело, а не мерзко.

Другая комическая звезда — мадам Брошкина в исполнении Ирины Мурзаевой, уже не раз блиставшей в ролях карикатурных модниц. Она тут носит даже шёлковые брюки-клёш — один из трендов 1930–1940-х, на которые в СССР мало, кто решался.

Это смотрелось чересчур смело даже в Париже. Алла Владимировна Брошкина — домохозяйка, к которой подселили эвакуированных сестёр Карасёвых. И это — тоже военная тема.

К тем, у кого были излишки жилплощади, по ордеру селили граждан, прибывших, допустим, из блокадного Ленинграда. И, конечно, Алле Брошкиной тоже не нравятся близнецы — дополнительное неудобство.

Собственно, это не вполне лирическая комедия, несмотря на любовные переживания — это, скорее, комедия положений. Все постоянно что-нибудь путают, а близнецы то исчезают, то их снова находят.

Обе сестры обретают своё счастье — Люба с краснофлотцем Орликовым (Дмитрий Павлов), а Лиза — с молодым учёным Листопадовым. Его играет Павел Шпрингфельд, уже примерявший этот типаж во всё тех же «Сердцах четырёх» (1941).

И — о, чудо! У близнецов наконец-то обнаруживается родная мать, а ещё выясняется, что их отец — ни кто иной, как Еропкин, некогда сбежавший от супруги! Вот то поворот…! Экий герой-любoвник.

Интересные детали. Старенького врача, отца Листопадова, вполне достоверно изобразил молодой Андрей Тутышкин. В одном из эпизодов мелькнула начинающая актриса Вера Васильева…

…А в другом эпизоде — будущая звезда Светлана Немоляева, тогда ещё Светочка. В общем, фильм не из тех, которые «просто смотреть». Тут кроется много увлекательных нюансов, касающихся и самой эпохи, и актёрских судеб.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама