Едва ли не самое примечательное событие обозреваемой недели — телепремьера детективного политического триллера «Преданный садовник» («Первый канал», 23 марта, 23.50. Германия — Великобритания, 2005. Режиссер Фернандо Мейреллес. В ролях: Рэйф Файнс, Рэйчел Уайз, Хьюберт Кунд, Дэнни Хьюстон, Даниэла Харфорд). Молодой бразилец Фернанду Мейрелиш ворвался в мировое кино своим ни на что не похожим, наполненным бешеной энергетикой «Городом бога» (2002). Его талант, как водится, немедленно попытались купить на корню крупные западные продюсеры, однако парень устоял перед соблазном и проявил характер: сумел выбить под свой новый проект нехилый бюджет (25 миллионов долларов) и снимал кино в основном так, как ему того хотелось. И никто не остался в накладе: ни режиссер (критики и члены жюри международных кинофестивалей не скупились на комплименты), ни продюсеры (мировые кассовые сборы составили 82,5 миллиона долларов). В основу картины лег одноименный бестселлер Джона Ле Карре. История, как это почти всегда у Ле Карре, многофигурная, многоуровневая, политически и социально злободневная, сильно закрученная, однако Мейрелиш, надо отдать ему должное, сумел ее рассказать достаточно внятно.
Все цементирует любовная интрига: однажды видный британский дипломат Джастин Куэйл (Рэйф Файнс) влюбился в симпатичную девушку Тэсс (Рэйчел Уайз), ярую общественницу. Они поженились и отправились в Африку, где каждый занялся своим: Джастин работал в британской дипломатической миссии и в свободное время ухаживал за своим любимым домашним садом, а Тэсс боролась за справедливость. Через некоторое время в кенийской саванне были найдены изуродованные трупы Тэсс и ее спутника-африканца. Согласно официальной версии они были любовниками и погибли от рук обыкновенных бандитов. Джастин этому не поверил и решил докопаться до истины. На наших глазах он превращается из лощеного аристократа в загнанного зверя... Если в «Городе бога» на первом плане была режиссура, буйная режиссерская фантазия, то здесь огромное значение имеют актерские работы. Очень хорош Рэйф Файнс, но еще лучше сыграла Рэйчел Уайз, что было отмечено «Оскаром», «Золотым глобусом», призом лондонских кинокритиков и Американской гильдии киноактеров.
А на следующий день в прайм-тайм нам предлагают посмотреть премьеру свежего отечественного боевика «Обратный отсчет» («Россия», 24 марта, 21.20. Россия, 2006. Режиссер Вадим Шмелев. В ролях: Максим Суханов, Андрей Мерзликин, Оксана Акиньшина, Леонид Ярмольник, Олег Штефанко, Андрей Ильин, Вадим Шмелев). Его сюжет смастерили по привычным лекалам. В очередной раз международные террористы решили провести крупную акцию — на этот раз в России. Им противостоит созданный при ФСБ страшно засекреченный специальный отдел по предотвращению террористических актов. Руководитель отдела Старший (Максим Суханов) подобрал себе довольно странную команду, в которую входят люди, безусловно, талантливые, но работающие «не по правилам». Однажды ночью он получает информацию о том, что международный преступник Хадид готовит в Москве взрыв. Узнать больше о готовящейся акции не удается, информатор погибает, не успев передать все данные. У команды Старшего есть только два дня на то, чтобы вычислить исполнителя, определить место взрыва и предотвратить его... Картину можно упрекать за шаблонность, очевидные драматургические просчеты. Однако снята она лихо, действие нигде не провисает, не разочаровали актеры. Андрей Мерзликин играет — и вполне добротно! — нечто среднее между Джеймсом Бондом и агентом национальной безопасности. Леонид Ярмольник, впервые снявшись в боевике, неожидан в роли... слепого сапера. Оксана Акиньшина привычно хороша в роли девушки-оторвы, компьютерного гения.
Признание у телезрителей должна найти и гротесково-авантюрная комедия «Добро пожаловать в Коллинвуд» (НТВ, 22 марта, 0.55. США — Германия, 2002). Уроженцы Кливленда режиссеры-дебютанты братья Энтони и Джозеф Руссо сумели убедить Стивена Содерберга и Джорджа Клуни, к тому моменту как раз основавших кинокомпанию «Section Eight Ltd», стать продюсерами ремейка итальянской комедии 1958 года «Злоумышленники, как всегда, неизвестны», сценарий которого они написали сами. Причем Клуни согласился даже сняться в эпизоде. Съемки проходили на улицах реального Коллинвуда — рабочего района Кливленда. По мнению братьев Руссо, там царит уникальная атмосфера, которую было очень важно уловить и передать в фильме. И им удалось передать эту атмосферу. Казалось бы, очередная «тупая» комедия про «тупых» грабителей, но это не так. Картина получилась лихая и озорная, временами остроумная, а временами просто очень спешная. Все началось с того, что с неким Косимо (Луис Гузман), попавшим в тюрьму за мелкое воровство, сокамерник поделился планом идеального ограбления. И теперь Косимо нужно срочно выйти на свободу. Все, что для этого нужно, — это найти на улицах Коллинвуда козла отпущения — какого-нибудь парня, который согласится за деньги взять на себя ту злополучную кражу. Оставшийся на свободе приятель Косимо Тото (Майкл Джетер) начинает поиски. Он рассказывает всем подряд о предстоящем грандиозном ограблении и обещает вознаграждение за помощь в освобождении Косимо. Трое неудачников, которые по разным причинам нуждаются в деньгах, — Леон (Исайя Вашингтон), желающий помочь сестре начать новую жизнь, одинокий отец Рили (Уильям Мэйси) и итальянский жиголо Базиль (Эндрю Даволи) — весьма интересуются предложением Косимо. Но в тюрьму никто из них идти не хочет, и они уговаривают четвертого члена их разношерстной компании, бывшего боксера Пиро (Сэм Рокуэлл), взять вину на себя...
Еще одна комедия — «Кейт и Лео» («ТВ Центр», 21 марта, 0.45. США, 2001. Режиссер Джеймс Мэнголд. В ролях: Мэг Райан, Хью Джекман, Лив Шрайбер, Брекин Мейер). Не счесть кинопутешествий во времени. Но, оказывается, не все перепето. Оригинальность сценарной идеи, заложенной в основу этого фильма, ставшего одним из хитов отечественного видеорынка, заключается в том, что сталкиваются мужская галантность Викторианской эпохи и агрессивный феминизм века нынешнего. Мэг Райан, чьим коньком всегда была романтическая комедия («Неспящие в Сиэтле»), играет современную бизнесвумен, которая, будучи совершенно равнодушной к мужчинам, целиком и полностью поглощена своей карьерой. Но вот в ее нью-йоркской квартире вдруг оказался всю свою жизнь мечтающий о большой и чистой любви обаятельный английский герцог Леопольд Олбанский (Джекман), шагнувший сюда сквозь прореху во времени из 1876 года. Рафинированный аристократ сразу понял, что судьба подарила ему встречу с девушкой его мечты. И он стал ухаживать за ней — жертвой эмансипации, и растопил ее зачерствевшее сердце забытыми в наше стремительно несущееся время утонченными манерами, галантностью, отменным вкусом, а главное — своими романтическими чувствами к ней.
На предыдущей неделе вы могли посмотреть мелодраму Фатиха Акина «Головой о стену» («Россия», 15 марта, 0.50) — лучший фильм 2004 года по версии Европейской киноакадемии. Теперь вашему вниманию предлагается ранняя картина Акина «Быстро и без боли» («Культура», 22 марта, 23.55. Германия, 1998. В ролях: Мехмет Куртулис, Александр Иванович, Адам Боусдоукос, Регула Граувиллер, Идиль Унер, Оскар Ортега Санчес, Марк Хоземанн, Чен Акин), после которой о молодом режиссере, турке по происхождению, заговорили как о надежде немецкого кино. Как и в «Головой о стену», действие происходит в эмигрантских кварталах. В Гамбурге живут три друга: турок Джебраил, грек Коста и серб Бобби. Все они так или иначе связаны с криминалом, но каждый из них по-разному видит свое будущее. Габриэль, только что вышедший из тюрьмы, мечтает скопить денег и уехать на юг Турции, Коста просто мечтает о больших деньгах, а Бобби решил работать на мафиози-албанца Мухамера. Но в той среде, где вращаются герои, легче умереть, надеясь, что это случится быстро и без боли. Ощущение, что все рушится, компенсируется балканской музыкой. Картина была удостоена 4 наград на международных кинофестивалях, в том числе специального приза за актерский ансамбль на МКФ в Локарно.
Помимо этой ленты, канал «Культура» в ретроспективе «Молодые режиссеры Германии» покажет еще два фильма: «К чему помыслы о любви» («Культура», 20 марта, 23.55. Германия, 2004. Режиссер Ахим фон Боррис. В ролях: Даниэль Брюль, Аугуст Диль, Анна Мария Мюэ, Яна Палласке) и «Девушка из стратосферы» («Культура», 21 марта, 23.55. Голландия — Германия — Италия, 2004. Режиссер Маттиас Оберг. В ролях: Хлоя Уингел, Йон Янг, Тара Элдерс, Ребекка Палмер).
Геннадий Белостоцкий