Очередной большой концерт Детского хора «Весна» состоялся в Светлановском зале Дома музыки. Как и концерт в Большом зале консерватории осенью прошлого года он был посвящён памяти основателя школы, выдающегося русского хорового дирижёра, заслуженного артиста России Александра Пономарёва. Но в отличие от ноябрьского выступления, где в основном прозвучала широкая палитра хоровых миниатюр, концерт в ММДМ состоял сплошь из произведений крупной формы.
В первом отделении были исполнены цикл Бенджамина Бриттена «Рождественский венок» и Шесть хоров для женского хора и фортепиано Сергея Рахманинова. Во втором прозвучала монументальная кантата Ефрема Подгайца «Как нарисовать птицу» для детского хора, симфонического оркестра и сопрано соло. Примечательно, что это произведение, созданное в 1981 году, было специально создано для хора «Весна» и имеет посвящение этому замечательному коллективу.
У «Весны» очень своеобразный, узнаваемый звук: есть в нём что-то ангельское, бесплотное, эфемерное. Прозрачность хоровой фактуры доведена до совершенства, благодаря чему каждая партия, каждый подголосок отчётливо слышны и при этом не теряется целостность звукового потока — голоса не вылезают, а именно прорисовываются, подавая более чётко ту или иную мелодическую линию, фразу, выделить которую необходимо в данный момент, и так же легко растворяются в общей звуковой массе. Я бы сравнил «весновский» звук с кристально чистым озером, спрятавшимся где-то в высокогорье, недоступном для цивилизации: видно дно, видна каждая деталь, даже лёгкая рябь не нарушит этой чистоты, и в то же время — это озеро, большое, широкое, полноводное.
Своеобразие «весновского» звука в сочетании с безупречной интонацией, превосходными унисонами, стройностью звучания более всего подходит таким произведениям как бриттеновский цикл. В сопровождении небесных звуков арфы пение хора наиболее выразительно. Средневековые мотивы, что проскальзывают в музыке вечно влюблённого в Пёрселла композитора уже ХХ века, прихотливость мелодики и прозрачность фактуры произведения дают возможность выявить лучшие качества звучания «Весны», к каковым кроме собственно уникальной интонации необходимо отнести и гибкость нюансировки, тонкость, филигранность оттенков.
В рахманиновском цикле, в сопровождении громогласного по сравнению с арфой рояля, столь гармоничного сочетания инструмента и хора не всегда удаётся достичь: например, в патетическом первом хоре «Слава», явно не хватает «мясистости», густоты, мощи. Конечно, это маленькое наблюдение, не портящее общего впечатления, ибо в том же цикле Рахманинова были миниатюры, в большей степени подходящие индивидуальности «Весны» («Задремали волны», «Ангел»). Кроме того, требовать от детей более «взрослого» звука, наверно, не очень корректно, но в то же время нельзя и забывать, что цикл написан для женских голосов, соответственно, определённая упругость, тембристость и «массивность» здесь вполне уместны. В то же время это замечание ни в коем случае не касается способности хора наполнить огромный Светлановский зал: сил на это вполне хватает, в особенности сейчас, когда в главном зале Дома музыки проведена грандиозная работа по улучшению его акустики.
Особый интерес вызвала кантата Подгайца — произведение талантливое, мелодически богатое, полное акустических находок. Здесь усиление детского хора «гвардией» выпускников очень пошло на пользу — звук стал сразу более уверенным, ярким, плотным, что было просто необходимо, ибо хор пел в сопровождении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».
Понравилась солистка Театра Сац Татьяна Ханенко — её нежное лирическое сопрано приятного тембра хорошо сочеталось со звучанием хора, способно было выразить чистоту и непосредственность детского восприятия окружающего мира — именно эти идеи лежат в основе поэтического текста кантаты.
Дирижёру Сергею Кондрашеву удалось нарисовать большое полотно, добившись звукового баланса и высокого общего тонуса исполнения: произведение было проведено эмоционально приподнято, заинтересованно, динамично.