Зачем нужны сцены с Павлом I в фильме «Асса»?

…Я не поклонница этой киноработы, хотя, признаю, что это — интереснейший эксперимент, памятник эпохи, феерия рока и стиля, квинтэссенция глубоких смыслов, фильм-легенда и так далее. Я ничего не забыла из определений, коими награждают фильм Сергея Соловьёва «Асса» (1987)?

Сегодня мне хотелось бы написать о том, что мне, как раз, понравилось в «Ассе», хотя, именно эти фрагменты вызывают больше всего вопросов у зрителей, критиков, блогеров… Да и тогда возникало недоумение. Недопонимание. Сцены, обращённые к последним часам жизни и — к убийству Павла I, кажутся пятым колесом в телеге, хотя, они-то весьма кстати.

Итак, жулик-романтик Андрей Крымов (Станислав Говорухин) читает «Грань веков» — популярную книгу Натана Эйдельмана, где повествуется о цареубийстве, свершившемся в начале марта 1801 года. Павел I — одна из наиболее противоречивых фигур в русской истории.

Он и деспот-самодур, и реформатор, и наивный, и прозорливый. Павел значительно облегчил жизнь крепостным крестьянам, поприжал сановников и придворных. Слыл одновременно Дон-Кихотом и мелочным тираном, что, в принципе, несовместимо, но у Павла как-то получилось.

Павел уникален тем, что одновременно «весь в прошлом» — он даже запретил «якобинскую», в смысле — французскую моду на короткие стрижки у мужчин, и русские носили пудреные парики, давно вышедшие из употребления в Европах; но одновременно Павел — весь в будущем, замышляя проекты, которые было невозможно осуществить в конце XVIII века.

При всём том, государь не чувствовал настоящего времени, своего. Так вот, в «Ассе» показано, что царствование — обречено. Слишком много недовольных вокруг. Плетутся сети заговоров, причём господами из ближнего круга.

До сих пор ведутся споры, был ли к этому причастен будущий Александр I (здесь его играет ещё никому не ведомый Александр Домогаров). Да. Насчёт нашего СССР! На момент съёмок вроде как ничего не предвещало — никакого крушения империи.

Бушевала Перестройка, изначально подразумевавшая то «возврат к ленинским нормам», как уже хотели в 1960-х, то построение «социализма с человеческим лицом», и эта формула бесконечно перетекала с лозунга на лозунг.

Однако в верхах уже многие осознали: придётся ломать систему, чтобы вырулить туда, где можно иметь много и всё сразу. Те же заговоры. То же двуличие. Я не просто так упомянула привычку Павла жить в прошлом и будущем, но никогда — в настоящем.

Этим славился и советский мир, значительно опережавший всех и вся в одних областях и — отстающий в других. Космические успехи соседствовали с убогим общепитом, например. А если человек — или система не осязает текущего момента, её, увы, могут, уничтожить.

Соловьёв каким-то десятым чувством уловил тот минор, который будет сопровождать новый слом эпох и грань веков. Убийство Системы. Неслучайна песня Виктора Цоя с требованием пе-ре-мен!

«Асса» во много пророческая вещь, невероятно грустная, и даже гибель двух героев — Бананана и Крымова, символизируют приход времён, когда и тот, и другой стали бы неуместны, как артефакты предыдущего царствования.

«Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю», — вот эту нирвану Бананана мог позволить себе лишь умник эпохи развитого социализма.

Не думать о хлебе насущном, где-то и как-то работать (не в космической отрасли и даже не в общепите), жить эмоциями. Даже Крымов с его ловкостью подпольного негоцианта и жестокостью прожжённого циника — и тот вписался бы лишь поначалу. Новые бандиты были куда как более злыми… — прямолинейно-злыми, а книжек о Павле I не читали вовсе…

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама