Сейчас принято носиться с «особенными» детьми, третировать учителей, быть снисходительными к тупости, безделью и хамству отстающих школьников. Чтобы понять, как в СССР поступали с теми, кто не хотел встраиваться в образовательную систему, надо вспомнить очаровательный и лёгкий детский фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1966), что был снят по книге Льва Давыдычева.
Та была с ещё более увесистым названием — «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника». Прямо в духе Галантного века — тогда всё так именовалось, типа «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко…». Ну, и так далее.
Обратимся же к Ивану Семёнову, который тоже любил опасные приключения и вместо того, чтобы заниматься арифметикой, мечтая на уроках о славе космонавта. И не только мечтал. История второгодника начинается с того, что его…спасают пожарные да милиция — так наигрался в Гагарина — забрался в бочку взлетел наверх при помощи верёвки и лебёдки, а также с дымовыми эффектами.
В общем, Диоген жил в бочке, а Семёнов в оной летал аж «в космос». Правда, философствует наш герой тоже много, точнее, постоянно — иногда вслух, иногда — про себя. О жизни, о невзгодах, о смыслах бытия. В его гиперактивном сознании каждую секунду рождается новая, свежая мысль — и всё-то оно феерически-притягательное.
Ивану почти никогда не бывает скучно — даже по дороге в школу он умудряется найти себе какое-нибудь развесёлое занятие — например, подразнить кошку или представить себя торговцем семечками — это ж и учиться не надо, а деньги — капают. А то выдумает, что он — заика или даже лунатик. Лишь бы отстали с этой занудной учёбой! Вот на уроках он тоскует.
Парнишка-шалопай с переразвитой фантазией и, как теперь сказали бы, с гиперактивностью, не может нормально учиться, да и социализироваться в классе не может — постоянно хулиганит или иным образом мешает процессу. Все дети, как дети, а он — …одно слово: второгодник. И тогда уставшая от него учительница зовёт на помощь пионерку Аделаиду — толстую и красивую.
Эта мощная дева честна с собой и с коллективом — она говорит, что, если Семёнов не захочет превращаться в круглого отличника, она станет его больно бить… В конечном итоге отличница Аделаида, которая могла бы избить не только пацанёнка, но и старшеклассника, констатирует: если ты не хочешь и не можешь учиться, ты — УО, то есть умственно-отсталый.
Вот здесь она не права — для УО тот Семёнов слишком много и красиво думает. Просто у него другая беда — педагогическая запущенность. Родители слегка и с ленцой «воспитывают» Ивана по утрам, беря с него каждый раз обещание «прекратить это всё», а главный человек для Семёнова — бабушка, осуществляющая какую-то сверх-опеку. Она жалеет Ивана, пестует, гладит по головушке.
Но потом что-то щёлкает — остро неохота быть У.О., и Ваня берётся за ум. Сам, но не без поддержки Аделаиды, которая помогает своему подопечному приготовить обед. Чем интересен этот фильм? Во-первых, это — работа Пермского телевидения. Да-да, всесоюзную известность получил сюжет регионального ТВ, что бывало крайне редко. Во-вторых, здесь можно увидеть старую Пермь, тогда как большинство лент 1960-х — это Москва, Ленинград, столицы республик и…города-новостройки.
В-третьих, тут прекрасно показаны типичные квартиры 1960-х, эстетика эпохи — все эти полочки, вазочки, тонконогие столы, а ещё — школьная обстановка — с теми партами и мужской формой а-ля гимназия. Скоро этот красивый вариант отменят и введут нечто попроще… А ещё это невероятно добрый фильм — о том, что исправление возможно. А пока современная педагогика носится с «не такими, как все», мы и будем наблюдать тик-токеров заместо хомо-сапиенсов.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»