Темы любви и смерти на концерте Светланы Найденовой и Анастасии Пашкевич

Светлана Найденова

Завершение осеннего сезона в московском «Есенин-центре» 30 ноября было ознаменовано концертом вокальной музыки «Жди меня», устроенным Светланой Найденовой (меццо-сопрано) и Анастасией Пашкевич (фортепиано).

Вокальный концерт в одном объёмном отделении отразил разные грани спектра репертуара для меццо-сопрано: от зарубежных и русских романтиков до музыки 20-21 веков. Подобная стилевая насыщенность не помешала органичному и слитному звучанию программы.

Название концерт получил по выбранному в качестве заключения романсу Женьки из оперы «Зори здесь тихие» К. Молчанова. В исполнении Светланы Найденовой этим вечером он прозвучал особенно тепло и пронзительно. Его музыка явилась смысловым закольцованным ответом на первый номер концерта — Романс Сантуццы из оперы «Сельская честь» П. Масканьи. История этого романса повествует о любви, не прошедшей испытание разлукой военного времени. В интерпретации Светланы и Анастасии музыка, рефлексирующая на тему женских страданий, убеждала своей искренностью.

Продолжился вечер схожей темой: Светлана исполнила три арии Любаши из оперы «Царская невеста» Н.А. Римский-Корсакова — «Снаряжай скорей...», «Нет, быть не может!..», «Вот до чего я дожила...». Сдержанно-благородная, местами намеренно холодноватая, порой взрывающаяся отчаянием интерпретация заставила публику сопереживать героине оперы.

Масштабным центром программы выступила знаменитая ария Эболи из оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Дуэт вокалистки, покоряющей не только вокальным мастерством, но и совершенством актёрского воплощения сложного образа, дополнялся феноменально чуткой игрой Анастасии. Фортепиано прозвучало удивительно красочно, ярко, с тщательно продуманной тембровой палитрой. Темпераментное исполнение арии передало заряд энергии публике, которая очень тепло отреагировала на исполнение шедевра итальянского мэтра.

Анастасия Пашкевич

Замечательно продуманным контрастом в программе явилась третья ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса. Сколь разной может быть музыка, посвящённая теме разлуки, любовного томления! В данном случае очарование нежной томной мелодии у меццо-сопрано было растоплено в красоте гармоний фортепианной ткани. Полное слияние голоса и рояля, которое продемонстрировали здесь Светлана и Анастасия, было словно залито лучами любви, претворённой в этом невероятно трогательном произведении Сен-Санса. После погружения в зарубежную романтику наступил черёд романсов Рахманинова («Сирень», «Ночь печальна», «Весенние воды»), Н.А. Римского-Корсакова («О чём в тиши ночей»), П.И. Чайковского («Отчего?»). Звучание жемчужин русской вокальной классики покорило естественностью, проживанием каждого эмоционального поворота. Детальная проработка, внимательное прочтение, попытка открыть новое в известной музыке выделяют этот исполнительский дуэт.

Вслед за классическими образцами прозвучали два романса современного композитора Маргариты Игнатовой на стихи Г. Иванова, написанных в графичной манере. Первые две трети романса «Я хотел бы улыбнуться» состоят из летящих диссонантных осколков, грохота гармонических наложений, которые внезапно упираются в оглушающую тишину гранд паузы, останавливающей яростный поток встречной холодной волной... Контрастный ему романс «Голубая речка» погружает слушателя в образ неспешного перекатывания волн, их объёма и многомерности; картина, завораживающая своей красотой и засасывающая в воронку смерти. Графика диатоничной вокальной партии порождена волнообразным движением. Мотивы партии фортепиано, ладово более зыбкой, сплетают сеть, увлекающую за собой в речную глубину. На фразе «предлагает мне тёплое местечко» звучит динамическая кульминация, выраженная через добавление верхней линии, диссонансов, пронзительного и яркого звучания голоса, транслирующего крайнее отчаяние.

Песня «Ich grolle nicht» из цикла «Любовь поэта» Шумана дополнила линию любовной лирики новыми оттенками. Сдержанно, с затаённой болью прозвучала вокальная партия, оплетаемая гармоническим богатством и совершенством голосоведения немецкого классика романтизма.

Глубокое, выразительное звучание голоса Светланы Найденовой, точное попадание в образы, их проживание на сцене, многогранный и мягкий звук фортепиано у Анастасии Пашкевич загипнотизировали публику, подарив ей моменты тепла, эмоционального сопереживания, взаимных отражений музыки и поэтического слова. Слушатели совершили путешествие во времени и по эпохам столь разных композиторов вместе с исполнителями. Объединялись музыкальные образы темами любви и смерти, остающимися основой для творческого осмысления жизни поколений прошлых и современных композиторов.

Полина Богданович

Если вам нужно установить систему вентилияции в Петербурге, приглашаем на сайт https://spb.aero-control.ru/catalog/ventilyatsiya/ventilyatsionnye_ustanovki/. У нас большой выбор вентиляционных систем, которые отвечают самым строгим требованиям.

реклама