Завершен первый сезон прямых кинотрансляций на Россию из первого оперного театра США – нью-йоркской «Метрополитен-оперы». В это поначалу смутно верилось, но это стало свершившейся реальностью, и теперь уже можно даже подвести первые итоги. Интерес к проекту, рожденному на свет благодаря совместным усилиям компании «Русское мобильное телевидение» и арт-объединения «Cool Connections», превзошел все ожидания. Полные залы и особо показательные аншлаги на трансляциях с участием таких – в понимании массовой отечественной аудитории – поистине «народных кумиров», как Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, показали, что нашим людям не помеха даже совсем не наши цены на билеты.
За погружение в виртуальную «кинореальность» простому российскому труженику необходимо было выложить, в пересчете на американскую валюту, порядка сорока долларов (!) за вечер (900 – 1200 рублей). Впрочем, всё – как у них, только вот доходы здесь, в России, – совсем иные, как у нас. И не секрет, что для многих меломанов именно сей прозаический факт как раз и является преградой на пути приобщения к новому виду музыкально-оперного искусства – искусства, которое возникло из синтеза оперной музыки, театра, кино и передовых информационных технологий XXI века. И это единственная печаль. Всё остальное – полный восторг!
Если аудиторией первых четырех показов этого сезона – «Анна Болейн», «Дон Жуан», «Фауст» и «Эрнани» – была публика четырех кинотеатров в Москве («35mm», «Формула Кино Горизонт», «Формула Кино Стрела», «Формула Кино Сити») и одного в Санкт-Петербурге («Формула Кино Галерея»), то на последних показах («Манон» и «Травиата») к ней присоединилась аудитория московской «Формулы Кино на Рублевке» и кинотеатра «Заря» в Калининграде. Так что сеть зрительского охвата постепенно расширяется – и хочется верить, что эта тенденция на планомерной устойчивой основе будет набирать силу и дальше.
Итак, из одиннадцати прямых трансляций, запланированных в этом сезоне театром «Метрополитен-опера», в первый пробный сезон на Россию было проведено всего шесть (и это количество также было изначально запланировано). При этом, согласитесь, что ведь и «бóльшая половина» всех трансляций – тоже вовсе не мало! Дело новой коммерческой киноиндустрии, развитие которой сейчас уверенно продвигает «Meт», поставлено с явным размахом и функционирует как четко отлаженный механизм. В сезоне 2012/2013 запланировано 12 трансляций. Кажется, что количественное предложение виртуального кинопродукта сегодня вполне достигло своего разумного оптимума. Но для нас главное не это, а то, что все 12 прямых трансляций станут доступны отечественной киноаудитории!
Но прежде чем перейти к тому, что увидит российская публика, начиная примерно с середины октября, остановимся на двух последних показах нынешнего сезона, состоявшихся в апреле один за другим с интервалом в неделю. Повести общий разговор о «Манон» Массне и «Травиате» Верди побуждает вовсе не хронологическая близость их трансляций, а то, что при всем кардинальном различии музыкальных стилей названных произведений их сюжеты апеллируют практически к одной и той же проблеме – проблеме далеко не идеального и далеко не благополучного в социальном отношении оперного персонажа – маленького человека, песчинки в круговороте человеческих судеб. В обоих случаях это героини, и в обоих случаях роковые обстоятельства жизни приводят их к трагическому, смертельному финалу.
Прослеживается также и некая «похожесть» постановочного подхода, выражающаяся, прежде всего, в конструктивистской «архитектуре» сценографических решений. Проще отталкиваться от весьма известной и изрядно набившей оскомину постановки «Травиаты» Вилли Деккера, которую окрестили чуть ли не «культовой» и премьера которой на Зальцбургском фестивале 2005 года произвела настоящий фурор. Да и как могло быть иначе если в главных ролях был задействовал один из гламурнейших оперных дуэтов нашего времени – Анна Нетребко и Роландо Вильясон! «Метрополитен-опера» «держалась» долго, но вот уже и на ее сцене торжествует агрессивная режиссура натуралистического постмодернизма: жесткая, абстрактно обезличенная, абсолютно провокационная. Такая режиссура явно необходима «продвинутому» Зальцбургу, но вот для театра «Метрополитен-опера» с его славными классическими традициями «своевременное» приобретение (предполагается, что весьма удачное), а также и нынешнее возобновление этой «модной» постановки выглядят весьма сомнительно…
В этом спектакле нет оперных персонажей и музыкальных характеров, а есть певцы, которые, выходя на сцену, поют и играют себя. В этом режиссерском театре собственно и театра-то как такового нет: а есть замкнутое, гипертрофированно искривленное псевдопространство, в котором четвертому измерению – времени – отведена главная роль. Внешней мишуры и суеты в этой постановке хоть отбавляй, и время в ней действительно летит стремительно, но это лишь внешние, не наполненные «психологической вибрацией» визуальные проявления.
Напротив, сценография нового спектакля «Манон» на сцене «Meт» выглядит несколько мягче, образнее, иногда в его рисунок вторгаются даже вполне реалистические элементы: постановка Лорана Пелли (совместная с театрами «Ковент-Гарден», «Ла Скала» и «Капитоль» в Тулузе) во многом выигрывает благодаря эффектным, стилизованным под эпоху XIX века костюмам, расцвечивающим достаточно примитивную, но всё же более содержательную, чем в «Травиате» сценографию, яркими театральными красками. Поэтому постановка «Манон», увиденная в крупных планах на цифровом киноэкране, в целом производит очень сильное, всепоглощающее впечатление. Наряду с этим постановка «Травиаты» оставляет тяжелый осадок неизлечимой болезни так «модного» сейчас, но абсолютно «наивного» и беспомощного по своей сути, режиссерского театра.
Анна Нетребко в партии Манон, по сравнению со своей героиней Анной Болейн, в творческом плане уходит значительно дальше. В образе Манон можно констатировать полный триумф артистки, полное и счастливое совпадение амплуа оперной героини и взрывного темперамента исполнительницы. Манон в трактовке Анны Нетребко уже в самом первом ее появлении – не наивное ангельское создание, а лукавый бесенок, весьма «опасный» зверек без привязи. Затем, сбежав с кавалером де Грие в Париж, этот зверек на время становится кроткой ланью. В последующих сценах оперы подлинная разрушительная сущность Манон, ее расчетливость, жажда богатства и легкой жизни достигают своего апогея, но обольщение ею теперь уже «аббата де Грие», губит не его, а ее саму. И финал этой истории может быть только один… Все эти этапы трансформации образа главной героини Анна Нетребко отыгрывает просто изумительно, да и вокальные задачи, предъявляемые этому персонажу композитором, оказываются для исполнительницы гораздо более посильными, чем искусство владения стилем бельканто: в стихии Массне Анна Нетребко чувствует себя необычайно легко и естественно.
Петр Бечала в партии кавалера де Грие – просто роскошный партнер Анны Нетребко. Его типаж и стиль утонченно-интеллектуальной игры практически идеальны для этого образа. Мастеровит исполнитель и вокально, но в этом аспекте всё же иногда он бывает несколько схематичен, даже отчасти брутален, хотя музыка Массне требует совершенно иной, более доверительно интимной манеры вокализации, но в целом интерпретацию Петром Бечалой партии кавалера де Грие можно считать почти эталонной. Весьма колоритные вокально-артистические зарисовки в партиях своих эпизодических персонажей создают Поулу Шот (сержант Леско, кузен Манон), Дэвид Питсингер (граф де Грие), Брэдли Гэрвин (Де Бретиньи) и Кристоф Мортан (Гильо де Монфортен). За всё музыкальное волшебство постановки – оркестровое, хоровое и ансамблевое – маэстро Фабио Луизи, стоящий за пультом оркестра, не просто отвечает: он творит это волшебство, причем настолько мастерски, что не оказаться под его чарами абсолютно невозможно, даже сидя в зрительном зале московского кинотеатра по другую сторону Атлантики.
Фабио Луизи правит роскошный общемузыкальный бал и в «Травиате», однако вокальные впечатления на этот раз гораздо скромнее. На крупных планах хорошо видно (и, конечно же, слышно), что Натали Дессей в партии Виолетты просто заходится из последних сил, чтобы своим колюче резким, но при этом таким малополетным и весьма небольшим голосом наполнить огромный зал «Метрополитен-оперы», особенно в знаменитой финальной арии первого акта. Даже через передающие динамики в зрительном зале кинотеатра это ощущается весьма явно… Певица просто находится на работе, и всё, что предписано композитором этой партии, именно методически отрабатывает, но, увы, не творит искусство. Ощущение творчества от этой работы начинает исходить от исполнительницы только в последнем акте, в котором вдруг неожиданно случается маленькое чудо: мы, наконец, видим живые черты персонажей, а не лица манекенов.
Особым откровением в партии Альфреда, конечно же, не становится и Мэтью Поленцани, однако это вполне добротный тенор, хотя, конечно, и не без тесситурных проблем. Опять же, Дмитрий Хворостовский в партии Жермона чувствует себя гораздо увереннее, чем в партии Дона Карлоса в «Эрнани», выписанной Верди еще по лекалу романтического бельканто. Певец просто идет по шаблонной, накатанной годами стезе, демонстрируя вальяжное, преувеличенно жирное, почти «органное» звучание. Впрочем, не обладая от природы большим и полетным голосом, Дмитрий Хворостовский поет так всегда: в сопровождении оркестра в оперном спектакле он просто вынужден форсировать, чтобы оглашенная выше «крамольная мысль», сорвавшаяся с языка противного и вечно недовольного всем на свете критика, не возникала бы ни у кого больше. И, надо сказать, «кумир миллионов» в этом весьма и весьма преуспевает! Не преуспевает он только в исполнении стретты после своей арии во втором акте, которая обычно всегда в наших театрах купируется и которая требует от исполнителя и голосовой подвижности, и владения техникой mezza voce, и широкого дыхания – того, чего исполнителю очень часто просто недостает. Но впрочем, кому какое до этого дело? Ведь публика «Meт» совершенно искренне уверена, что в этом театре поют только звезды и что иного просто быть не может. Об этом красноречиво свидетельствуют бешеные овации зрительного зала, которые устраиваются в этих стенах на любом, без исключения, спектакле. Очевидно, не избежать их нам и в следующем трансляционном сезоне…
Материалы анонсов прямых трансляций сезона 2012/2013, предоставленные арт-объединением «Cool Connections», дают официально четкие сведения пока в отношении запланированных названий и дат показа, но информации о времени начала каждого сеанса еще нет (естественно, она появится позже, ведь новый киносезон начнется не скоро). Однако уже сегодня этот анонс знакомит с исполнителями и постановщиками одиннадцати из двенадцати трансляций (в настоящем изложении недостающие сведения – они касаются постановки «Франчески да Римини» Дзандонаи – частично почерпнуты с официального сайта «Метрополитен-оперы». Среди нижеследующего перечня семь спектаклей заявлены как новые постановки этого сезона, в том числе две из них – как премьеры в «Meт».
-
13 октября 2012 года. «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. Анна Нетребко (Адина), Мэтью Поленцани (Неморино), Мариуш Квечень (Белькоре), Амброджо Маэстри (Дулькамара). Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – Бартлет Шер. Новая постановка по случаю открытия сезона.
-
27 октября 2012 года. «Отелло» Джузеппе Верди. Рене Флеминг (Дездемона), Йохан Бота (Отелло), Фальк Штрукман (Яго), Майкл Фабиано (Кассио). Дирижер – Семён Бычков. Режиссер – Элайджа Мошински. Возобновление постановки «Meт».
-
10 ноября 2012 года. «Буря» Томаса Адеса. Саймон Кинлисайд (Просперо), Изабель Леонард (Миранда), Тоби Спенс (Антонио), Алек Шрадер (Фердинанд), Алан Ок (Калибан), Уильям Бёрден (Неаполитанский король), Одри Луна (Ариэль), Йестин Дэвис (Тринкуло). Дирижер – Томас Адес. Режиссер – Робер Лепаж. Премьера в «Meт».
-
1 декабря 2012 года. «Милосердие Тита» Вольфганга Амадея Моцарта. Джузеппе Фильяноти (Тит), Барбара Фриттоли (Вителлия), Люси Кроу (Сервилия), Элина Гаранча (Секст), Кейт Линдси (Анний). Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер – Жан-Пьер Поннель. Возобновление постановки «Meт».
-
8 декабря 2012 года. «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. Марсело Альварес (Густав III), Карита Маттила (Амелия), Дмитрий Хворостовский (Анкарстрём), Стефани Блайт (Ульрика), Кэтлин Ким (Оскар). Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Дэвид Олден. Новая постановка.
-
15 декабря 2012 года. «Аида» Джузеппе Верди. Людмила Монастырская (Аида), Ольга Бородина (Амнерис), Роберто Аланья (Радамес), Георгий Гагнидзе (Амонасро), Стефан Кочан (Рамфис), Миклош Себештьен (Царь Египта). Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Соня Фрисел. Возобновление постановки «Met».
-
5 января 2013 года. «Троянцы» Гектора Берлиоза. Дебора Войт (Кассандра), Сюзан Грэм (Дидона), Марчелло Джордани (Эней), Дуэйн Крофт (Хореб), Кванчул Юн (Нарбал). Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Франческа Замбелло. Возобновление постановки «Meт».
-
19 января 2013 года. «Мария Сюарт» Гаэтано Доницетти. Джойс ДиДонато (Мария Стюарт), Эльза ван дер Хевер (Елизавета I), Франческо Мели (Лестер), Джошуа Хопкинс (Сесил), Мэтью Роуз (Тальбот). Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – Дэвид МакВикар. Премьера в «Meт».
-
16 февраля 2013 года. «Риголетто» Джузеппе Верди. Диана Дамрау (Джильда), Петр Бечала (Герцог Мантуанский), Желько Лучич (Риголетто), Стефан Кочан (Спарафучиле), Оксана Волкова (Маддалена). Дирижер – Микеле Мариотти. Режиссер – Майкл Майер. Новая постановка.
-
2 марта 2013 года. «Парсифаль» Рихарда Вагнера. Йонас Кауфман (Парсифаль), Катарина Далайман (Кундри), Рене Папе (Гурнеманц), Евгений Никитин (Клингзор), Петер Маттеи (Амфортас). Дирижер – Даниэле Гатти. Режиссер – Франсуа Жирар. Новая постановка.
-
16 марта 2013 года. «Франческа да Римини» Риккардо Дзандонаи. Ева-Мария Вестбрук (Франческа), Марчелло Джордани (Паоло). Дирижер – Марко Армилиато. Режиссер – Пьеро Фаджони. Возобновление постановки «Meт».
-
27 апреля 2013 года. «Юлий Цезарь» Георга Фридриха Генделя. Дэвид Дэниэлс (Цезарь), Кристоф Дюмо (Птолемей), Натали Дессей (Клеопатра), Патрисия Бардон (Корнелия), Элис Кут (Секст), Гвидо Локонсоло (Акилла). Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер – Дэвид МакВикар. Новая постановка. Перенос спектакля Глайндборнского фестиваля.
После оглашения такого грандиозного «протокола о намерениях», лишь только и остается c большим энтузиазмом сказать: «Киносезон из “Mет” завершен – да здравствует новый сезон!»