Будь готов!
Когда настанет час бить врагов,
От всех границ ты их отбивай!
Песня из фильма «Вратарь»
В 1920–1930-х годах, в жестокую и солнечную эпоху, именуемую Interbellum, существовал культ спорта и — культ тела. При том, физическая культура и заботы о фигуре подразумевали…коллективизм. То есть человек тренируется не сам по себе и не ради себя лично, а для пользы всего общества. Так было не только в Советском Союзе, но и в Америке, Англии, Франции, хотя и в меньшей степени. Транслировалось, что в спорте важно чувство локтя, а не персональный успех. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на первый план вышли командные игры, а футбол сделался чем-то вроде «религии».
Александр Дейнека пишет своего «Вратаря» — одну из своих наиболее эффектных картин, где стремительная горизонталь подчинена движению голкипера. Остановить мгновение? Запросто! Появилось много скульптурных групп, изображающих игру в футбол — их было едва ли не больше «девушек с вёслами» и Дискоболов, скопированных для каждого парка или стадиона. Футболисты сделались такими же популярными персонами, как, допустим, лётчики. Кроме того, спортсмен рассматривался, как потенциальный воин — отсюда значки ГТО (Готов к труду и обороне) и парады физкультурников (парад — традиционный военный смотр). «Эй, вратарь, готовься к бою, / Часовым ты поставлен у ворот! / Ты представь, что за тобою / Полоса пограничная идёт!» — в этой песне лучшим образом явлены все приоритеты времени. Вратарь = защитниц государственной границы.
Лирическая комедия «Вратарь» (1936), снятая режиссёром Семёном Тимошенко по сценарию Льва Кассиля, полноценно отражала реалии предгрозовых-тридцатых. (К слову, повесть «Вратарь республики» была написана Кассилем несколько позже и в ней имелись расхождения с фильмом). Перед нами — история волжского парня, Антона Кандидова, ставшего знаменитым вратарём. Идеальная судьба — эталонная внешность. Все привлекательные мужчины 1930-х — белокуры, и как писал уже Юрий Олеша в киноповести «Строгий юноша»: «Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь — вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок «ГТО».
Девушка Настя — муза футболистов, разумеется, тоже блондинка с крохотным, ярким ртом, тоненько выщипанными бровями и тренированными ногами. Резкость и напор, соединённые с изящной женственностью. «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки», — иронизировали Ильф и Петров по поводу совсем другой нимфы! Кандидов проходит испытание славой, делает всякие глупости, заносится, рвёт отношения с друзьями и — страдающей Настей, …возвращается, чтобы выиграть у иностранных профи — этаких англо-американ-монстров. В Голливуде это была бы сага о гениальном Антоне, и команда маячила бы крепким фоном-поддержкой, а здесь — рассказ о пацанах с завода «Гидраэр», где вратарь — лишь часть коллектива. О том, что если надо, то каждый из этих ребят встанет в строй.
Забавно и почти беззлобно показан фэтшейминг (унижение толстяков) по-советски — пузатый инженер Евгений Карасик не чувствует себя полноценным хомо-сапиенсом, пока не становится частью футбольной братии. Это при том, что любой молодой инженер в 1930-х — это индустриальная элита, ибо воплощал в жизнь новейшие знания и — являлся «продуктом» советской высшей школы. Тогда массово увольняли старорежимных спецов и выдвигали таких вот Карасиков. Тем не менее, он — смешной, полный, в штанах-гольф, которые на нём, как на корове — седло. За ним по-дурацки волочится полуграмотная провинциалка Груша, осмелившаяся порвать со своей «никчёмной» жизнью, и устремившаяся в город — туда, где по проспектам, наполненных электросветом, фланируют упитанные инженеры. И вот этот Карасик бросает вызов сам себе, что для него равносильно подвигу.
Этот фильм, как и большинство кинокартин 1930-х, лишён глубокого психологизма, зато в нём есть ураган живой энергии. Около двадцати минут экранного времени отведено самим матчам, что говорит о повышенном интересе зрителей к состязаниям, тогда как всё остальное, включая любовные линии, удалено на второй-третий план.
У этой радостной ленты есть чёрная, точнее обугленная страница — в массовке играли настоящие футболисты, в частности, мальчики из киевского «Динамо», многие из которых станут участниками так называемого Матча Смерти, устроенного фашистами в Киеве в 1942 году. Эти кадры из фильма «Вратарь» — единственные, где можно увидеть то «Динамо- Киев». Мимолётность предвоенного счастья, когда все спешили жить, играть, любить!
О Матче Смерти создано больше легенд, чем рассказано правды, и сейчас уже доказано, что украинских футболистов убили не за то, что они выиграли у фрицев, а потому что было доказано участие бывшего «Динамо» в подпольно-диверсионных операциях. О чём повествует нам-нынешним фильм «Вратарь»? О том, что футбол, война и смерть в те годы — они где-то рядом. Оттого и солнце было столь ярым.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»