Сергей Васильевич Рахманинов с 1918 г. жил и работал в Швейцарии, Бельгии, Франции, а с середины 1920-х гг. – в США. При этом сохранял связи с советскими музыкантами и музыкальными учреждениями, выписывал издаваемые в СССР искусствоведческие газеты и журналы.
Отношение Рахманинова к правящему на Родине большевистскому режиму было, скажем так, не восторженным. Но вскоре после публичного заявления музыканта 28 июня 1941 г., что «независимо от отношения к большевизму и Сталину, истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне, одолеть агрессоров…», он совершил пять турне с концертами по США (включая Пуэрто-Рико, Гавайи и Аляску) и Канаде. Доходы от этих турне – многие десятки тысяч долларов – перечислялись им в Американский фонд помощи Советскому Союзу.
19 ноября 1941 г., пересылая очередной чек генконсулу СССР в Нью-Йорке В.А. Федюшину, Рахманинов писал: «Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли…» 25 марта 1942 г. свой очередной дар композитор сопроводил в письме во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей такими словами:
От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!
А вскоре после победы под Сталинградом С.В. Рахманинов написал краткое письмо И.В. Сталину:
...теперь я уверен, что моя Родина победит агрессоров. Я восхищен и тем, что вопреки тяжелейшим испытаниям музыкальная культура борющейся России, в том числе русского народа, продолжает удивлять мир, жива и всячески развивается. Готов согласиться, что мы, вероятно, ошибались в начале 1920-х гг., считая, что российское искусство обречено на уничтожение или перерождение…
Через 10 дней Сталин ответил лаконично и весьма предметно: «…благодарю Вас за откровенное письмо и за то, что Вы делаете для нашей общей Родины. Можете не сомневаться, что истинным патриотам всегда будет обеспечена свобода жизни и творчества в нашей стране».
В феврале 1943 г. Рахманинов заявил в Нью-Йорке о намерении написать и исполнить Сталинградскую симфонию. В письме Д.Д. Шостаковичу (январь 1943 г.) он, посетовав на здоровье, выразил надежду, что сможет «продолжить то, что обозначили Вы в своей Ленинградской симфонии». Советскому коллеге он также сообщил, что хотел бы побывать с безгонорарными концертами в Ленинграде, Сталинграде, Москве. И усиленно готовился к ним, из чего резонно предположить согласие советской стороны с этой инициативой.
70-летие Рахманинова с его двухчасовым исполнением своих произведений – 20 марта 1943 г. – отмечалось в США. Он получил поздравительную телеграмму от десяти советских композиторов. А после нее следовал такой текст: «Деятели искусства СССР, я и мои коллеги предлагаем Вам вернуться на Родину и возглавить работу по создаваемому Союзу советских композиторов. Все вопросы будут решаться оперативно и с обязательным учетом Ваших пожеланий. С уважением и наилучшими пожеланиями – И. Сталин».
Ответ Рахманинова на это предложение не обнаружен. Но, по свидетельствам его правнучки Натали Ванамейкер-Рахманиновой и эмигрантов – друзей Рахманинова композитора Игоря Стравинского и пианиста Владимира Горовица,
Сергей Васильевич наметил новое благотворительное турне по Северной Америке, включающее исполнение Сталинградской симфонии. Дописать ее Рахманинов планировал к концу апреля 1943 г. А на заключительном концерте этого тура в г. Бойзе (столица штата Айдахо) Сергей Васильевич собирался объявить о своем возвращении в СССР.
Об этих планах знал и проживавший в США А.Ф. Керенский.
Тогда же Кремль приказал срочно отремонтировать усадьбу Рахманиновых в Ивановке (Тамбовская область).
По данным дирекции существующего ныне музея-усадьбы Рахманиновых (в той же Ивановке), Сергей Васильевич в 1943 г. дважды встречался с послом СССР в США А.А. Громыко и просил визу в Советский Союз. Его заверили, что с визой вопрос окончательно решен, и вскоре он получит её. Более того: по ряду данных, впервые с этой просьбой Рахманинов обратился к наркому иностранных дел В.М. Молотову в ходе его визита в США в начале июня 1942 г. И получил заверения в положительном решении.
Если б не кончина С.В. Рахманинова буквально через неделю после юбилея 28 марта 1943-го…
За шесть недель до своей кончины композитор выступал с новыми благотворительными – в помощь СССР – концертами в северных штатах, намечая их продолжить на Аляске, Гавайях. Однако приступ тяжелой болезни – на сей раз последний – заставил прервать концертную деятельность...
В апреле того же 1943 г. в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского был навсегда установлен большой портрет Рахманинова. Его семья получила телеграмму: «Кончина С.В. Рахманинова – это невосполнимая утрата для русского и мирового искусства. Искренне вам сочувствую. И.Сталин».
Воссоздание рахманиновской усадьбы в Ивановке началось с постановления бюро Тамбовского областного комитета КПСС и облисполкома № 550 от 29 июля 1968 года «Об увековечении памяти С. В. Рахманинова». Но прошло еще без малого 15 лет, прежде чем 18 июня 1982 г. Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке был торжественно открыт. И с того же времени здесь ежегодно проводятся международные музыкальные фестивали имени композитора и в его честь («Музыкальное лето в Ивановке»).
В 2023 г. будет отмечаться 150-летний юбилей Сергея Рахманинова. Инициатива его празднования в масштабах страны поддержана на федеральном уровне. К этой дате глава администрации Тамбовской области Александр Никитин предложил, в частности, организовать на Тамбовщине ежегодный международный Рахманиновский фестиваль для детей и подростков по разным направлениям музыкального искусства под кураторством ведущих музыкальных вузов.
Леонид Алексеев, ritmeurasia.org
На фото:
Сергей Васильевич Рахманинов
Благотворительный концерт Рахманинова в Сент-Луисе (США) в фонд помощи СССР
Памятник композитору в музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка»