Американская мечта с дощатых улиц

«Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе

«Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе

Премьеры нового фильма режиссера Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» в России ждали с не меньшим нетерпением, чем в США. И не только потому, что в главной роли снялся любимец девушек Леонардо Ди Каприо, просто некогда телепремьера фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» на НТВ вызвала громкий общественный скандал из-за «богохульных» поворотов сюжета. Впечатляли и огромный бюджет «Банд» в 97 миллионов долларов (самый дорогой фильм в истории студии Miramax), и то, что над этим проектом режиссер работал целых пять лет. Документальную книгу Герберта Эсбери «Банды Нью-Йорка» Скорсезе прочитал еще в 1970 году. Уже тогда он воспламенился мыслью снять по ней фильм. Действие этого сочинения протекает в сложный период американской истории: с 1846 по 1863 год. Тогда в Нью-Йорке свирепствовали банды, которые поддерживали противоборствующие политические партии.

Распри усилились после того, как голод в Ирландии 1840 года привел к непрерывному потоку иммигрантов в Нью-Йорк. Прибывшие вызывали презрение и ненависть у коренного англосаксонского населения, так называемых нативистов (от слова «nation»). Появление ирландцев они рассматривали как прямую угрозу своему существованию. Многочисленные банды нативистов часто силой принуждали избирателей голосовать за нужных партийных кандидатов, да и сами политики отнюдь не брезговали пользоваться подкупом и политическими убийствами. Самой опасной считалась банда «Дохлые кролики», именно ее возглавил герой Ди Каприо, ирландец по кличке Амстердам. Самому Скорсезе понадобилась уйма лет, прежде чем он в конце 90-х выработал наконец плодотворную идею, как экранизировать книгу Эсбери, положив в основу сюжета историю мести сына главаря банды «Дохлые кролики» предводителю банды «Парни с Баури». Билли первоначально намеревался сыграть Роберт Де Ниро, любимый актер Скорсезе. Но в итоге роль досталась ирландскому актеру Дэниэлю Дэй Льюису — лауреату «Оскара» за драму про инвалида «Моя левая нога» (1988), не снимавшемуся в кино целых пять лет. Сценарий в процессе работы многократно переписывался, но влиятельному хозяину Miramax Харви Вайнштейну все-таки удалось добиться от Скорсезе сокращения четырехчасового варианта фильма больше чем на час.

Премьеру «Банд Нью-Йорка» из-за печальных событий 11 сентября 2001 года в конце концов перенесли на декабрь 2002 года, надеясь, что эпическая картина сможет реально претендовать на несколько «Оскаров». В итоге она получила два «Золотых Глобуса» (за лучшую режиссуру и песню «Руки, что построили Америку» в исполнении группы U2) и имела целых 10 номинаций на «Оскар», не став лауреатом ни в одной.

То, что «Банды Нью-Йорка» оказались далеки от шедевра, видимо, сразу почувствовал руководитель cтудии Miramax Вайнштейн, потребовавший пересъемки ряда сцен и усиления любовной линии между Амстердамом и воровкой Дженни (Кэмерон Диаз). Для Кэмерон Диаз роль могла бы стать доказательством ее растущего актерского мастерства, реабилитировать за провальные последние работы, вроде «Милашки», но этого не произошло. Не принес фильм награды и матерым драматургам, сочинившим в одной упряжке довольно разношерстные диалоги: Стивену Зайлиану («Список Шиндлера»), Кену Лонергану («Анализируй это») и Джею Коксу («Странные дни»). А вот знаменитый художник-постановщик Данте Феррети («Век невинности») своим знанием эпохи может дать фору любому.

Конечно, фильм вернет с учетом мирового проката вложенные в него немалые деньги, но вторым «Титаником» он явно не станет. Надо отметить, что последние работы Скорсезе — «Кундун» и «Вызывая мертвецов» — совсем не имели успеха ни у зрителей, ни у критиков. Поэтому «Банды Нью-Йорка», возможно, станут последней попыткой режиссера-семидесятника заявить о себе в XXI веке. Уже в прологе Скорсезе декларировал свои громкие амбиции, эффектно изобразив стычку нативистов и ирландских иммигрантов. Причем главарь последних, священник (Лиам Нисон) и отец Амстердама, гибнет в кровавой мясорубке, устроенной людьми злобного Билли. Эта сцена, снятая под громкую музыку группы U2, изобилует таким количеством натуралистических подробностей, что сразу настраивает часть зрителей на критический лад. Даже Вайнштейн, просмотрев отснятые материалы, предлагал Скорсезе 3 миллиона долларов только за то, что он исключит из фильма две сцены: там, где героиня Диаз расплачивается в баре за выпивку свежеоткушенным, окровавленным ухом, и когда пес ловит и терзает огромных черных крыс. Искусный монтаж несколько снижает тягостное впечатление от крайне натуралистического показа насилия.

Удивление вызывает легкость, с которой Амстердам (маленький герой Ди Каприо), несмотря на суровое воспитание в приюте, превратился в бандита с большой американской дороги. Он вероломно и артистично вписался в ближний круг Билли и терпеливо ждал своего часа, когда можно будет отомстить обидчику отца. Игра Ди Каприо довольно убедительна в этой части сюжета, хотя его правоверные поклонницы вряд ли с энтузиазмом воспримут новый облик прежнего красавчика — с одутловатым лицом и располневшим телом. Решающая попытка одержимого Амстердама расправиться с Билли оканчивается крахом. Билли празднует победу над ним, хотя она окажется для него пирровой, ибо не принесет душе успокоения. Трудно согласиться с поверхностной трактовкой персонажа Ди Каприо как положительного героя. Напротив, этот только что оперившийся циничный юноша предает Билли, который для него хотел быть вторым отцом. Харизматичный Дэниэл Льюис как актер легко переигрывает насупленного буку Ди Каприо. Чтобы вжиться в эту роль, Дэниэл даже поработал несколько дней помощником мясника в лондонском магазине, где беспрерывно тренировался в метании смертоносных ножей. После окончания съемок он сделал убийственное признание: «Я чувствовал себя как груда костей, брошенных на съедение собакам. Именно собакам, потому что люди будут сильно обижены, если им подсунут такое испытание». В этом фильме образ распятого Христа символически примеряют на себя многие персонажи. Ну а Дженни играет роль новой Магдалины, какую в прежних работах Скорсезе исполняли Джоди Фостер («Таксист») и Барбара Херши дважды («Берта» и «Последнее искушение Христа»). Но если боксер Ла Мотта из «Бешеного быка» (1980) в финале искупал свои грехи и достигал моральной зрелости, то Амстердам довольствуется лишь малым: любовью сомнительной героини Диаз и возможностью панического бегства в солнечную Калифорнию на золотоносные прииски. Он так и остался обиженным ребенком, которого рано лишили отца и которому ничего не предложили взамен, кроме иллюзорной мести и прозябания в городском аду. А кровь, пот и слезы трущоб Нью-Йорка Амстердам оставит другим. Скорсезе мрачно смотрит не только на человеческую природу, но и на возможность реализации великой «Американской мечты». Его обреченными персонажами в первую очередь движут жадность и алчность, ведь они все дети бедных иммигрантов, выросшие в основном в неблагополучных районах Нью-Йорка.

Блокбастер «Банды Нью-Йорка» — внешне совершенный, но довольно несбалансированный и мрачный фильм — не всегда достигает эпических высот, а порой сбивается на комикс. Картина не дает исчерпывающего ответа на вопрос, что такое Америка и что значит быть американцем. Но попытка даже постановки такого вопроса многого стоит. Ведь современная Америка рождалась не только на широких просторах Дикого Запада, но и на грязных улицах деревянного Нью-Йорка. Нынешней Америке, как никогда, требуется полнокровный миф о своей короткой, но славной истории.

Виталий Трофимов

реклама

вам может быть интересно