В Пскове прошел первый в истории города фестиваль камерной музыки под романтичным названием «Ночь в башне». Местом его проведения художественный руководитель фестиваля — дирижер Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Николай Хондзинский — прозорливо выбрал недавно отреставрированную Варлаамовскую башню Псковского кремля.
Военное сооружение XVI века выделяется среди прочих: реставраторы не стали восстанавливать обрушившуюся век назад часть стены и вместо неё сделали панорамное остекление, через которое расположившимся у основания башни и на двух верхних ярусах зрителям открывается вид на реку и ночное небо. Языки пламени в газовых горелках и множество свечей, расположенных на историческом слое известняка, освещают внутреннее пространство и настраивают на созерцательный лад. В башне превосходная естественная акустика, что делает её идеальным местом для концертов камерной музыки.
В первом концерте фестиваля выступил женский вокальный квинтет musicAeterna 4, в составе которого солистки одноимённого хора: сопрано Елена Подкасик и Альфия Хамидуллина, меццо-сопрано Елена Шестакова и Елена Гурченко, контральто Анастасия Гуляева. Они представили программу, изысканно срезонировавшую с интерьером древней башни.
Оригинальные обработки произведений западных средневековых авторов и русских духовных песнопений причудливо перемежались русскими, венгерскими, армянскими и турецкими народными песнями. «Kyrie eleison» средневековой монахини Хильдегарды Бингенской сменял русский духовный стих «Богородица Богу молится», а свадебную песню венгерских цыган — русская народная «Ой, кумушки, кумитеся»… Изюминой концерта стало участие Ирины Пыжьяновой (арфа и колёсная лира), исполнившей несколько инструментальных пьес и спевшей в народной манере свадебный причет Пермского края «Дивья красота».
Ансамбль выступал на эмоциональном подъёме: слаженно, артистично, продемонстрировав большой арсенал средств музыкальной выразительности. Акустика средневекового сооружения позволяла певицам не форсировать звук, раскрывая малейшие звуковые градации. Всё это вкупе с импровизационной манерой исполнения создавало ощущение того, что музыка рождается прямо здесь и сейчас.
Во второй вечер фестиваля в исполнении Государственного струнного квартета имени М. И. Глинки прозвучали два произведения: квартет Шуберта «Смерть и девушка» (соч. 1824) и Третий квартет Юрия Абдокова (соч. 1997). Непредсказуемо квартет современного московского композитора не «потерялся» на фоне признанного шедевра камерной музыки XIX века. Наполненное самобытным мелодизмом и возвышенной исповедальностью пятичастное сочинение произвело цельное впечатление и было восторженно принято публикой.
Молодые музыканты (Аяко Танабэ, 1-я скрипка; Оксана Колясникова, 2-я скрипка; Лев Серов, альт; Дмитрий Прокофьев, виолончель) играли технично и темпераментно. Быстрые, императивные эпизоды им удавались — в медленных и лирических порой не хватало полного погружения в музыку, «звучащих», дослушанных пауз.
Самых теплых слов заслуживают настоящие энтузиасты своего дела — организаторы фестиваля дирижёр Николай Хондзинский и директор Псковской филармонии Елизавета Барышникова, сумевшие открыть для широкой публики концертную площадку с неповторимым лицом. Они вдохновлены успехом первого фестиваля, полны творческого горения и планируют значительно расширить его программу, сделав ежегодным.
Фотографии предоставлены Оргкомитетом фестиваля