Yuri Abdokov
Юрий Борисович Абдоков (род. 20 марта 1967) — русский композитор, педагог, профессор Московской консерватории, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики.
«Путь настоящего художника — это путь гармонизации мира, противостояния разрушению», — утверждает российский композитор Юрий Борисович Абдоков, и это он блестяще доказывает своим творчеством.
Юрий Абдоков появился на свет в городе Черкесске, расположенном в Ставропольском крае. Искусство композиции он постигал в Академии им. Гнесиных, где его наставником был Николай Иванович Пейко, а позднее он стал учеником Бориса Александровича Чайковского (одним из немногих учеников этого композитора). Оба наставника высоко ценили талант ученика. «Личностью феноменального творческого дарования» называл его Пейко, а премьеру Первой симфонии Абдокова считал важным музыкальным событием. Это произведение до глубины души тронуло Бориса Чайковского, когда Абдоков показал ему партитуру. Композитор применил в этом сочинении необычный прием: в третью часть он ввел одноголосный хор, состоящий из дискантов, который поет на стихи Виктора Гаврилина («Помнишь ли ты обо мне?»). Абдоков признавался впоследствии, что не решился тогда написать поэту, выразив свое восхищение этими стихами — и очень об этом жалел, когда узнал о смерти Гаврилина.
Не менее восторженно отзывался о нем Борис Чайковский, называя «одареннейшим композитором», отмечая отличное владение композиторской техникой в различных жанрах. Успехи Абдокова в Академии были столь велики, что экзамены за два курса он сдал раньше срока.
Когда Абдоков учился на последнем курсе, серьезно заболевший Пейко доверил ему работу со своими учениками, так Юрий Борисович открыл в себе еще один талант — педагогический. Работать со студентами было нелегко — ведь среди них были люди старше его, но, начав преподавать в самом начале творческого пути, Абдоков не прекращал педагогической деятельности никогда.
В 1992 г. Абдоков закончил Академию им. Гнесиных, в 1994 г. — аспирантуру, а в 1996 г. стал преподавателем консерватории в Москве. Это весьма редкий случай — выпускник Академии им. Гнесиных, ставший преподавателем Московской консерватории, и произошло это во многом благодаря рекомендации Чайковского. Об этой роли наставника в своей судьбе Юрий Борисович узнал уже после смерти Чайковского — ведь именно в тот год Борис Александрович ушел из жизни, а Абдоков оркестровал его последнее сочинение — Прелюдию «Колокола». Наряду с индивидуальными занятиями по композиции он вел курс «История оркестровых стилей» на композиторском и дирижерском факультетах и курс оркестровых стилей для студентов-иностранцев.
В 2000 г. Юрий Абдоков создал в Академии хорового искусства им. В. С. Попова кафедру композиции и в течение семи последующих лет руководил ею. Тогда же началась его преподавательская деятельность в Московской государственной академии хореографии, под его руководством студенты-балетмейстеры постигают премудрости музыкальной драматургии.
Композитор Абдоков работает в различных жанрах. Среди его творений — три симфонии, оперы «Рембрандт» и «Светлорукая», основанная на кавказской легенде, струнные квартеты, оркестровые поэмы (некоторые из них стали музыкальной основой балетов его учеников из Академии хореографии), Фортепианный квинтет. Композитор создает музыку для различных инструментальных ансамблей и солирующих инструментов — в том числе для старинных — виолы д’амур, клавесина. Принадлежат перу Абдокова и хоровые сочинения.
Деятельность Юрия Абдокова многообразна. Он занимается с детьми, наделенными композиторским талантам, в рамках Международной творческой мастерской, проводит мастер-классы (в том числе за рубежом), пишет музыковедческие монографии и статьи. Под его руководством осуществилось исполнение и запись многих сочинений его наставников — Пейко и Чайковского. Среди учеников Абдокова — композиторы Арина Цытленок и Хумие Мотояма.
Многие процессы, происходящие в современном искусстве вообще и в музыкальной педагогике в частности, вызывают у Юрия Борисовича серьезное беспокойство. Музыка в современном мире все чаще воспринимается как «украшение жизни», и даже академическое искусство нередко следует разрушительным законам шоу-бизнеса. По мнению Абдокова, многих композиторов губит стремление к «актуальности» любой ценой, и в результате их музыкальный язык становится эпатажным, но не оригинальным, а бездумная ориентация на запросы публики ведет к упрощению. Вызывают у композитора неприятие и образовательные новшества, которые, по его мнению, выдвигают люди, мало разбирающиеся в искусстве. И все же композитор убежден, что, несмотря на все это «музыкальное беснование» искусство всегда будет оставаться летописью взлетов и падений человечества. Юрий Абдоков верит, что «музыкой правит Божественная справедливость».
Юрий Абдоков академическое композиторское образование получил в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую окончил досрочно (с отличием) в 1992 году по классу композиции и оркестровки под руководством профессора, Народного артиста России, лауреата государственных премий СССР Н. И. Пейко и в аспирантуре РАМ им. Гнесиных (1992—1994) под руководством профессора, Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР Б. А. Чайковского.
Преподавать композицию в вузе начал, будучи ассистентом профессора Б. А. Чайковского в РАМ им. Гнесиных (1992—1994).
В 1994—1996 гг. в рамках Международной творческой мастерской «Terra musica» руководил мастер-классами для композиторов и оперно- симфонических дирижеров (Мюнхен, Флоренция).
В 1996 году приглашен преподавать на композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где помимо индивидуального класса руководит курсом «Истории оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижёров Московской консерватории, а также курсом «Оркестровые стили» для иностранных студентов консерватории.
В 2000—2007 гг. возглавлял созданную им кафедру композиции в Академии хорового искусства им. В.С. Попова.
Параллельно с консерваторией с 2000 г. — профессор МГАХ, где ведет курсы музыкальной драматургии, композиции и оркестровки у балетмейстеров, а также осуществляет научное руководство аспирантами.
В рамках Международной творческой мастерской «Terra musica» руководит многочисленными мастер-классами для молодых российских и зарубежных композиторов, дирижёров и балетмейстеров, ведет занятия с одаренными детьми-композиторами Москвы, ближнего и дальнего зарубежья.
Научный руководитель множества диссертационных проектов по теории композиции, оркестрового письма и исторических инструментальных и оркестровых стилей, музыкального (в том числе – хореографического) театра, дирижёрского исполнительства и педагогики.
Среди учеников Ю. Б. Абдокова (свыше 70) — 35 лауреатов международных конкурсов и премий, в том числе — композиторы: Хумие Мотояма (США – Япония), Герхард Маркус (Германия), Энтони Райн (Канада), Дмитрий Коростелев (Россия), Василий Николаев (Россия), Петр Киселев (Россия), Федор Степанов (Россия), Арина Цытленок (Белоруссия); дирижёры — Ариф Дадашев (Россия), Николай Хондзинский (Россия), балетмейстеры — Кирилл Радев (Россия – Испания), Константин Семенов (Россия) и др.
Автор сочинений различных жанров. Среди наиболее крупных — опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), опера-притча «Светлорукая» (по древне-кавказскому преданию); балеты «Осенние этюды», «Тайные преграды»; три симфонии, в том числе — симфония «В час незаметной печали» для большого оркестра и хора дискантов, симфония для фортепиано, струнного квартета и литавр; пять струнных квартетов; сочинения для различных инструментальных ансамблей, фортепиано, органа, виолончели, клавесина, виоль д`амура, хора и др. Автор многочисленных оркестровок, в том числе реконструкций старинной музыки. В 1996 году оркестровал для большого симфонического оркестра «Прелюдию-Колокола» Б. А. Чайковского — фрагмент последнего, незавершенного произведения композитора. Посмертная премьера «Колоколов» состоялась в Большом зале Московской консерватории в 2003 году.
Автор более 100 научных трудов, очерков, статей аннотаций по проблемам музыкальной композиции, теории и истории оркестра и оркестровых стилей, хореографии, в том числе — монографии «Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора» (М. 2009), «Мой учитель — Борис Чайковский» (М. 2000) и др.
Руководитель Международной творческой мастерской «Terra musica» (Yuri Abdokov`s International Creative Workshop «Terra musica») для композиторов, оперно-симфонических дирижёров и балетмейстеров (Россия, Германия, Италия).
Член правления Общества по изучению и сохранению творческого наследия Б. А. Чайковского (The Boris Tchaikovsky Sosiety).
Сопредседатель Художественного совета по присуждению международной Премии им. Бориса Чайковского.
Председатель Фонда и жюри Международного композиторского конкурса им. Н. И. Пейко. Редактировал и подготовил к публикации ранее не издававшиеся сочинения своих учителей, в том числе — оперу «Звезда», ранние квартеты и другие сочинения Б. А. Чайковского, 9-ю и 10-ю симфонии, фортепианные сочинения Н. И. Пейко и др. Осуществлял художественное руководство исполнением и первыми мировыми записями многих сочинений М. С. Вайнберга, Б. А. Чайковского, Н. И. Пейко, Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича и др.
Лауреат международных конкурсов и фестивалей (Москва, Лондон, Брюссель, Токио, Мюнхен).
Удостоен высшей общественной награды Кавказа — «Золотой пегас» (2008).
Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики (2003).