К 25-летию Мужского хора «Оптина пустынь»

Концерт в Соборной палате Московского епархиального дома

Московский епархиальный дом в Лиховом переулке (дом 6) – с 2015 года главное здание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), здание, нынешний статус которого – объект культурного наследия. Но наследием он смог стать лишь после масштабной реконструкции того, что было создано до революции, а после нее на волне новых политических веяний было утрачено. Научно-историческая архитектурная реконструкция была проведена в 2006–2015 годах после того, как исконная собственность Русской православной церкви оказалась, наконец, отчуждена у последнего владельца, никак не желавшего с ней расставаться, и в 2005 году передана в собственность ПСТГУ в совершенно некондиционном экстерьере и весьма плачевном, ужасающем состоянии.

Об оригинальном проекте архитекторов Петра Виноградова и Георгия Олтаржевского в нововизантийском – отчасти псевдорусском – стиле, воплощенном в жизнь в 1901–1903 годах, к началу реконструкции ничего уже не напоминало, но сегодня, воссозданное по архивным документам и чертежам, здание Московского епархиального дома, как и прежде, насчитывает три этажа (включая цокольный), а также мансарду. Образующим элементом комплекса со стороны фасада служит шпиль колокольни, а с противоположной стороны – массивный купол верхнего храма в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира Крестителя: после революции эти составляющие ансамбля были утрачены, но восстали из руин, словно птица Феникс из пепла. Возрожденный комплекс роскошен и уникален: есть в нем теперь и нижний храм, которого до революции не было. Внутренняя перепланировка вернулась к проектной, а декоративно-православное убранство, в том числе и Соборной палаты, с подлинным мастерством и блеском было воссоздано заново.

Нижний храм получил название храма Отцов Поместного собора 1917–1918 годов, что вовсе не случайно: именно здесь в 1917–1918 годах и проходил исторический Поместный собор Русской православной церкви, который 4 (17) ноября 1917 года принял важный законодательный акт о восстановлении патриаршества. С начала XVIII века оно исчезло в пользу местоблюстительства и в 1721 году трансформировалось в созданную по указу Петра I Духовную коллегию, переименованную в Святейший правительствующий синод. Он и стал постоянно действующим церковно-государственным органом управления под верховенством императора. Расположенная на втором этаже Соборная палата, пережив свое послереволюционное прошлое в качестве кинозала и тонстудии Центральной студии документальных фильмов, превратилась еще в один великолепный концертный зал – большой, просторный и светлый зал с изумительной акустикой!

Это убедительно доказал концерт Мужского хора «Оптина пустынь» – Мужского хора Санкт-Петербургского Успенского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь» (Козельск, Калужская область). Первоклассный коллектив из Санкт-Петербурга под управлением Александра Семёнова (основателя, художественного руководителя и регента) выступил в Соборной палате ПСТГУ 10 мая в рамках Хоровой программы юбилейного XX Московского Пасхального фестиваля. Но и сам коллектив в этом году отметит свой четвертьвековой юбилей. 25 лет творческой деятельности – срок немалый, и за это время Мужской хор «Оптина пустынь» зарекомендовал себя как один из высокопрофессиональных хоров, специализирующихся на музыке a cappella в традиции православного пения и церковного обихода. Среди аналогичных коллективов творческая конкуренция высока, но среди множества родственных творческих образований коллектив, образованный четверть века назад, не затерялся: свой фирменный музыкальный почерк и самобытный вокальный стиль он обнаружил уже давно!

Впервые встретиться с творчеством Мужского хора «Оптина пустынь» довелось ровно 10 лет назад на концерте в Храме Григория Неокесарийского в Дербицах, что на Большой Полянке в Москве – и тоже в рамках Пасхального фестиваля. Общее число певчих в этом хоре – 12, и все они – выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Их гастрольное количество – обычно 7-9 (на этот раз было 8, а вместе с регентом музыкантов-участников было 9). Программу и на этот раз составили церковные песнопения в ярком спектре жанров и стилей. Ее первый блок – современные дешифровки древнерусского многоголосья. Его пристальное изучение в числе творческих устремлений коллектива было всегда: начавшись с момента основания хора в 1996 году, оно продолжается и сегодня, и этот репертуар давно уже стал общепризнанным фирменным коньком коллектива.

В зачине мы услышали начало Пасхального крестного хода «Воскресение Твое, Христе Спасе» обиходного распева, «Воскресение Христово видевше» из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова (1873–1943) в переложении для мужского хора Александра Семёнова (род. 1975) и три сочинения неизвестных авторов конца XVII века: партесный концерт «Тело Христово» (причастный стих на Пасху), воскресная стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе» (партесная обработка знаменного распева по рукописи Соловецкого монастыря), а также песнопение «Блажен муж» (партесная обработка демественного распева по рукописи Соловецкого монастыря, солист – баритон Борис Петров).

Второй блок – песнопения синодального периода, в которых с совершенствованием композиционной техники на волне освоения западноевропейских стилей музыки русские композиторы на основе церковных распевов смогли создать национальные шедевры: в них, несомненно, проявились и одухотворенно широкая русская мелодика, и подголосочная хоровая фактура – то, из чего душа народной песни, собственно, всегда и рождается. Прозвучали стихира болгарского распева недели жен-мироносиц «Благообразный Иосиф» в гармонизации протоиерея Петра Турчанинова (1779–1856), долгое время приписываемое Модесту Мусоргскому песнопение Светлой недели Пасхи «Ангел вопияше Благодатней» Николая Уварова (1883–1942), тропарь греческого распева Иоанну Златоусту «Уст Твоих, якоже светлость огня» в гармонизации Милия Балакирева (1836–1910), а также «Чертог Твой» Александра Кастальского (1856–1926). Последнее произведение мы услышали в переложении для мужского хора Георгия Смирнова в редакции Александра Семёнова (солист – тенор Никита Черников).

Третий блок – песнопения, посвященные преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392). В него вошли «Молитву пролию ко Господу» греческого распева в гармонизации Степана Смоленского (1848–1909) и два произведения диакона Сергия Трубачёва (1919–1995): стихира на литии преподобному Сергию Радонежскому «Придите, празднолюбцы и постников сословие» и молитва Пресвятой Богородице на слова молитвы преподобного Сергия Радонежского «О, сладкого твоего гласа». Финалом основной программы концерта стали «Стихиры Пасхи» знаменного распева в гармонизации Александра Семёнова: на этот раз, в отличие от традиционных переложений, звучанию пасхальных стихир была присуща развернутая тональная многоплановость, сочетание унисонной и многоголосной фактур.

Апофеоз заключительного номера обсуждаемого пасхального концерта – троекратное приветствие «Христос воскресе!», которым оглашаются православные храмы все сорок дней празднования Пасхи. Но в этом путешествии по стилям православной музыки возврат к древним церковным распевам на современной стадии постижения их музыкально-гармонического и духовного богатства, предстает вовсе не случайным. С древних распевов программа началась – древними распевами закончилась. При этом Мужской хор «Оптина Пустынь» и на сей раз показал себя как высокопрофессиональный коллектив, который в плоть и кровь этой музыки погрузился настолько глубоко и психологически мощно, что мы смогли ощутить и благодатный трепет самóй ее души. Светский, то есть вне богослужения в храме, концерт православной музыки – это всегда концентрация духовности, при которой вербальное и музыкальное начáла сливаются в единый поток всепоглощающей соборности: в то, чему нет аналогов ни в одной другой религиозной культуре, но в то, что для русской православной ментальности является определяющим и архизнаковым.

В подобных концертах хоровое пение всегда выступает посредником между Богом и душами слушателей, но и «методическая» выстроенность программы, открывающая наши души безмолвному диалогу с Вечным, также ведь важна! В этом регент хора Александр Семёнов, несомненно, знает толк, и на концертах Мужского хора «Оптина пустынь» душа с Богом разговаривает! Вместе с тем, совершенно неожиданным расширением пасхальной программы оказались и четыре биса. Две гениальных хоровых фрески «Душа грустит о небесах» на слова Сергея Есенина (солист – бас Дмитрий Шишкин) и «Любовь святая» на слова Алексея Константиновича Толстого (солист – контратенор Александр Горбатенко) созданы великим русским композитором Георгием Свиридовым (1915–1998), и в звучании мужского хора мы услышали их в переложении Александра Семёнова.

Затем от истинно русской соборности светских хоровых опусов Георгия Свиридова в блоке бисов произошел плавный переход к монастырскому сказу «Легенда о двенадцати разбойниках», основанному на части материала эпизода «О двух великих грешниках» из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В обрамлении звучания хора солист – потрясающий бас-профундо Владимир Миллер – величественно распевно поведал историю разбойника, ушедшего на покаяние в монастырь. В поэме и сказе речь идет о легендарном русском атамане Кудеяре, но, по преданию, и монастырь «Оптина Пустынь» в конце XIV века также основан раскаявшимся разбойником Оптой (Оптией): в иночестве он принял имя Макарий, и поначалу эта обитель носила имя Макариевой пустыни. Аллюзия с прозвучавшим монастырским сказом, таким образом, совершенно очевидна.

У четвертого биса есть довольно любопытная предыстория. В декабре 2012 года коллектив выступал в Laeiszhalle в Гамбурге (Германия). После концерта к регенту подошел молодой человек и обратился с просьбой посмотреть его сочинения для хора. На другой день после литургии в православном храме Гамбурга, где пел Мужской хор «Оптина Пустынь», этот человек рассказал о себе. Его имя – Лев Белоглазов, он родился в 1971 году и по окончании Казанской консерватории с родителями уехал в Германию. Теперь он живет и работает в Гамбурге, преподает музыку, выступает певчим в русских храмах, а с некоторых пор стал писать хоровую православную музыку. Среди переданных им нот была и партитура песнопения «Молитву пролию ко Господу». На концерте в Соборной палате это сочинение молодого композитора (в переложении для мужского хора Александра Семёнова) и стало финальным аккордом, прозвучав впервые, так что мы стали свидетелями весьма необычной запоминающейся премьеры.

Прекрасно, что хоровая православная музыка сегодня – и уже давно – звучит не только в рамках церковного обихода, но и в форме светских концертов, которые для Московского Пасхального фестиваля стали традиционными, и Мужской хор «Оптина пустынь» – один из коллективов, неустанно несущих эту музыку многоликой слушательской пастве. Голоса слагающих его певчих – словно живой и единый музыкальный инструмент: его настройка доведена до истинного совершенства, а его технические горизонты владения различными исполнительскими стилями практически безграничны. Как показал обсуждаемый концерт, и в сольных «регистрах» сего инструмента – полный «строевой» порядок: голоса солистов сложились в разнообразно красочную палитру, и впечатления, которые они произвели, оказались необычайно ярки. Необычайно ярким и запоминающимся стало, несомненно, и то, что концерт Мужского хора «Оптина Пустынь» в рамках юбилейного XX Московского Пасхального фестиваля прошел под благодатными сводами московской Соборной палаты, возрожденной и сияющей в своем рукотворном великолепии!

Фото Владислава Караваева

реклама