«Франциск Ассизский» в Амстердаме
В декабре музыкальный мир отметит 100-летие со дня рождения великого французского композитора Оливье Мессиана. Среди его шедевров особенно значима единственная опера «Святой Франциск Ассизский». Двадцать пять лет спустя после ее триумфальной премьеры в Париже она впервые предстала в Голландии на сцене Нидерландской Оперы. Постановщик спектакля Пьер Оди, уже 20 лет возглавляющий этот театр, превосходно реализовал свою давнюю мечту.
Эту трехактную оперу Мессиан сочинил на собственное либретто по заказу Парижской Оперы. После восьми лет интенсивной работы родилась сложная и красочная партитура, предназначенная для 120 музыкантов, 150 хористов и 10 солистов.
В опере нет традиционной драматургии. Здесь разворачиваются символические картины: общение Франциска с божественными голосами, его медитация, в которой он повторяет крестный путь Христа и обретает стигматы, наконец, смерть святого и воссоединение с Богом. Грандиозная мистерия достаточно статична, поэтому сложна для сценического воплощения. Оди успешно преодолел все постановочные трудности и создал глубокое, точное, выразительное действо.
В спектакле все сценически сбалансировано и органически связано с музыкой. Учитывая ее интимность в дуэтах и монологах героя, а также монументальность в хоровых ансамблях, Оди нашел оптимальное решение, усадив огромный оркестр в глубине сцены. Перекрытие оркестровой ямы позволяет приблизить оперное действие к публике и сконцентрировать ее внимание на пластике и особенно мимике персонажей.
Монастырский аскетизм и мистическое освещение, лаконичная графика и сумрачная монохромия — главные особенности сценографии Жана Кальмана, создающей вневременную атмосферу. По периметру черной дощатой сцены высятся строительные леса, завешенные серой вуалью. На нее периодически проецируют видео, например, в картине обретения Франциском стигматов — его кровоточащие кисти рук. Центр сцены занимает внушительная гора черных крестов, над которой поднимаются светлые доски, образуя парящие кресты.
Во втором и третьем актах над оркестром в глубине сцены возвышается огромный голубой купол, с его высоты Франциску является Ангел. Многочисленные хористы, облаченные в темные монашеские рясы, формируют строгие ансамбли на сцене, строительных лесах и по периметру купола.
Каждая из восьми оперных картин разработана необычайно тщательно, искусно и убедительно. Здесь нет современной сценической суеты, все течет медленно, умиротворенно, возвышенно. Кульминация мистерии — встреча Франциска с Ангелом, завораживающим нарядом из живописных серебристых вуалей. В этой 45-минутной картине с оркестровым воспроизведением птичьих трелей участвуют 20 босоногих малышей, одетых в разноцветные одеяния, стилизованные под птичье оперение. Франциск и брат Массе проповедуют, а дети, радостно играя с макетами птиц, старательно их рисуют, забавно ползая по сцене.
Финал (смерть Франциска и его вознесение) потрясает мощным крещендо: нарастание силы звучания хора и оркестра с одновременным накалом потока света достигает предельной силы и длится невероятно долго.
Поклоны на премьере вылились в триумфальное чествование создателей этого грандиозного спектакля. С двумя антрактами он идет почти 6 часов.
В декабрьский юбилей Мессиана его опера будет показана по TV Голландии, затем появится ее запись на DVD.
Виктор Игнатов