«Шайтан» попутал

Венсан Кассель посетил Москву

Писать про новый французский фильм «Шайтан» легко, но далеко не приятно. Легко потому, что ничего сложного там нет. Не очень приятно потому, что скучно все это и беспомощно: к искусству кино произведение юного тусовщика Кима Шапирона можно причислить весьма условно. Если его фильм и заслуживает внимания, так по двум причинам — из-за наизабавнейшей наивности и великолепной самоуверенности, с которыми паренек мнит себя кинорежиссером, создавшим нечто необычное, и из-за участия в фильме актера Венсана Касселя. В общем-то участие Касселя и обеспечило фильму хоть какое-то внимание, во всяком случае, у нас.

Три великовозрастных отморозка, надо полагать, типичные представители нынешней пестрой молодежной французской среды, что называется, «из низов» — один белый, один черный и один азиат, решают оттянуться в ночь перед Рождеством в ночном клубе. Там белый паренек ведет себя как типичный придурок, за что и получает бутылкой по голове. Приятели, успевшие «склеить» девушек — барменшу-турчанку и раскрепощенную молоденькую француженку, оказываются перед сложнейшей дилеммой — где бы продолжить веселье.

Впрочем, этот жизненно важный вопрос тут же решает француженка Ева. Подобно своей знаменитой праматери, она соблазняет парней роскошным загородным домом, в котором отсутствуют «предки». Далее следует очень длинный эпизод, как они туда едут, где планы несущейся по пустынной дороге машины обогащены жеребячьим весельем молодых людей вкупе с легкой эротикой, пригрезившейся, как оказалось позднее, одному из парней во сне (такой вот нетривиальный и глубокий ход). Далее (уже рассвело) дорогу машине перегораживает стадо коз, парни глумятся над козлом, а зрители с тоской понимают, что заявленный жанр ужасов анонсируется намеком на дьявола.

Тут-то и появляется Кассель — он играет дебильного детину Жозефа, сторожащего дом красотки Евы. У Касселя огромные вставные зубы, и он очень старается соответствовать фильму Шапирона: все время зловеще хохочет или просто широко улыбается, ходит особой походкой — немного враскорячку и напружив плечи и руки. Жозеф скалится все настойчивее, пейзане становятся все агрессивнее, в доме у Евы масса кукол и якобы атмосфера тайны и жути. Также в программе: рождественские беседы за столом о вере, дьяволе и шайтане, рассказ Жозефа о том, как нечестивый брат переспал с сестрой и та забеременела, купание вместе с пейзанами в местном горячем источнике, немного секса с намеком на групповуху, крупным планом ласки гениталий собаки белого парижанина.

После просмотра невольно задаешься вопросом, как же в этот кошмарик (до кошмара фильм просто не дорос) попал Венсан Кассель? Может, прежние его достижения на ниве кинематографа — всецело заслуга режиссеров: Матье Кассовица («Метиска», «Ненависть», «Багровые реки»), Яна Куинена («Доберман», «Блуберри»), Кристофа Гана («Братство волка»), Жака Одияра («Читай по губам»), Гаспара Ноэ («Необратимость»)? Кстати, он оказался вежливым, воспитанным человеком, типичным представителем не просто интеллигентской среды, а артистической интеллигентской среды (его отец — известнейший актер Жан-Пьер Кассель, снимавшийся у Жана Ренуара и Луиса Бунюэля).

Кроме кино, Венсан в театре играет и, как водится, Чехова читает. В творчестве (не в жизни) склонен к эпатажу. Вот тут-то лукавый восточный человек Ким Шапирон (эмигрировавший в детстве вместе с семьей во Францию из Сайгона) и взял Касселя приступом. Природная сметливость Шапирона позволила этому 25-летнему парню обольстить 40-летнего Касселя, как дитя. Шапирон организовал во Франции молодежное общество «Куртражме», насчитывающее более 100 человек, занимающихся искусством. Вся эта пестрая банда снимает любительское кино. Один из таких парней с видеокамерой и пристал еще в 1996 году к Касселю: мол, скажи чего-нибудь в камеру. «Там была записана череда бредовых картинок с типами, которые картинно пожирают торты, рисуют граффити, танцуют в переходах...» — вспоминает Кассель.

Потом уже Шапирон стал постоянно названивать Касселю и просить посниматься в очередном творении — фильмах «Тарюби, притесненный араб-2», «Бородка», «Разыскиваются братья». Это была совершенно другая культурная среда, отличная от той, в которой вырос Кассель, — веселая, безбашенная, затягивающая, где непрофессионализм культивировался и назывался «свободой творчества». Касселя, как видно, затянуло, и Шапирон раскрутил актера быть продюсером его первого художественного фильма «Шайтан». Каждый развлекается в силу своих возможностей (и денежных в том числе).

Светлана Харитонова

Хотите узнать, что такое объемный, кристально чистый звук, о котором так часто говорят профессиональные кибер-спортсмены? Тут вы найдёте исчерпывающую информацию и сможете приобрести Sennheiser GSX 1000 — топовый аудио-усилитель.

реклама