130 лет Прокофьеву

К 130-летнему юбилею со дня рождения Сергея Прокофьева «Фирма Мелодия» подготовила серию цифровых альбомов

К юбилею композитора «Фирма Мелодия» выпускает в цифровом формате записи первых музыкально-сценических произведений композитора: первую отечественную запись оперы «Маддалена» (1986 г.) и неизвестную ранее трансляцию первого в СССР концертного исполнения полной версии балета «Сказка про шута». Дирижер – выдающийся интерпретатор прокофьевской музыки Геннадий Рождественский, 90-летие со дня рождения которого мы также отмечаем в этом году.

Прокофьев стал известен на рубеже 1900–1910-х, в канун бурных событий отечественной и мировой истории. Композитор казался революционером в искусстве – «музыкальным футуристом», ниспровергающим традиции. Его первые серьезные опыты в музыкальном театре ждала непростая судьба: опера «Маддалена» впервые была поставлена лишь спустя 70 лет, балет «Сказка про шута» ожидал парижской премьеры 6 лет, а на родине полностью прозвучал только в 1984 году.

Стилистика «Маддалены», сюжет которой представляет собой кровавую мелодраму в духе «Флорентийской трагедии» Оскара Уайльда, необычна для Прокофьева и приближается к экспрессионистским операм Рихарда Штрауса. Ее вокальные партии оказались настолько трудны, что ни один театр не взялся поставить ее; оркестровка так и осталась незавершенной. Авторская рукопись оперы считалась утерянной и была обнаружена только после смерти Прокофьева; «Маддалену» завершил британский дирижер и композитор Эдвард Даунс.

«Сказка про шута» (полное название: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего») на сюжет из русских народных сказок стала второй балетной партитурой Прокофьева, написанной по заказу Сергея Дягилева для его парижской антрепризы. Получив четкое указание от Дягилева – «писать по-русски!», познакомившись с балетами Игоря Стравинского, Прокофьев создал яркую красочную партитуру, в которой впервые обратился к русскому интонационному материалу. Парижская премьера «Сказки про шута» прошла с большим успехом, автора поздравляли Стравинский и Морис Равель; но путь этой музыки в Россию оказался чрезвычайно долгим.

«Сверхгениальным композитором» называл Прокофьева Геннадий Рождественский – крупнейший знаток и пропагандист его музыки. Благодаря инициативе маэстро первая опера и первый балет Прокофьева, наконец, прозвучали в нашей стране. Но если опера «Маддалена» была записана в студии и выходила на пластинке, то балет «Сказка про шута» целиком был впервые сыгран на концерте в Большом зале Московской консерватории в 1984 году. Это исполнение было записано, но никогда не издавалось! Эта запись ценна не только исполнением балета, но и комментариями Геннадия Рождественского.

Пресс-служба фирмы «Мелодия»

реклама