Концерт Венских филармоников на юбилейном Зальцбургском фестивале
Это один из немногих концертов прошедшего Зальцбургского фестиваля, который полностью выложен в сети и который можно совершенно бесплатно послушать до 27 ноября 2020.
Первое, что поражает в исполнении Евгением Кисиным Первого концерта Ф. Листа, — острота звука, пронзающего матовую лёгкость стремительных динамических контрастов. Неуловимый баланс между импульсивностью и элегантностью, между романтической мрачной тяжеловесностью и едва различимой иронией, внятная артикуляция каждой фразы в сочетании с надэмоциональным скольжением над бездной, лиричность дуэта фортепиано с кларнетом и головокружительный вихрь, в который взвивается третий эпизод, невинно начавшийся с хрустальной ряби треугольника, — ярчайшие моменты этой интерпретации, построенной на фейерверке контрастов и завораживающей эмоциональной внятностью и техническим совершенством. Уверен, все, кто не пожалеет времени послушать этот концерт в записи, получат невыразимое удовольствие от этой работы. На бис был исполнен шопеновский вальс до-диез минор, соч. 64.
Не меньшим праздником стало исполнение Венскими филармониками под управлением Густаво Дудамеля танцевальной сказки Игоря Стравинского «Жар-птица». Сказочная утопия о победе красоты над уродством была создана молодым композитором по заказу Сергея Дягилева менее чем за полгода. Автор идеи и балетмейстер-постановщик «Жар-птицы» Михаил Фокин был поражен «Фейерверком» Стравинского и настоял на передаче заказа малоизвестному композитору, умевшему высекать звуками искры. Именно эта искромётность центральной кульминационной вакханалии, в которой Жар-птица затанцовывает до полусмерти всё Кощеево царство, прозвучала в исполнении Венских филармоников с оглушительным, поистине огненным буйством. Вся танцевальная пластичность этой музыки была прорисована с такой осязаемой скульптурностью, что в глазах возникали сцены из знаменитой реконструкции того самого фокинского спектакля в фильме Андриса Лиепы «Возвращение Жар-птицы» (1994).
Если у вас будет возможность, освежите в памяти либретто М. Фокина, П. Потёмкина и А. Ремизова и послушайте доступную в сети запись прошедшего в Зальцбурге концерта: это настоящее волшебство.
Фото: SF / Marco Borrelli