Михаил Юровский закрыл сезон «Русской филармонии»

Pressefoto Michail Jurowski (c) Galasascha

Совершенно очевидно, что недостатка симфонических оркестров и концертов симфонической музыки Москва, конечно же, не испытывает. К тому же, в сезоне 2011/2012 столичный «улов» гастрольных зарубежных коллективов впечатлил, как никогда, и даже ознаменовался приездами двух американских оркестров – Чикагского и Хьюстонского. Что и говорить, заокеанские «оркестровые десанты», в силу их редкости и во всех отношениях «труднодоступности», всё еще остаются для нас событиями экстраординарными. Но так уж мы устроены, что своё, то, что находится рядом, привлекает нас зачастую гораздо в меньшей степени… В силу этого мне поначалу казалось, что после действительно мощного выброса музыкальной энергии на VII Фестивале симфонических оркестров мира, прошедшем в Москве в первой декаде июня, удивить столичную публику под занавес сезона уже больше и нечем. И всё же закрытие сезона Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки, состоявшееся 20 июня, стало тем важным и в художественном отношении значимым событием, которое, вне всякого сомнения, запомнится московским меломанам надолго.

В этот вечер звучали лишь только одни симфонические шлягеры – музыка, популярная и любимая в самых широких слоях публики. В первой части мы услышали динамично-зажигательную Сюиту из оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и упоительно-мелодичные «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром Чайковского. Этот опус – явно не простой орешек для любого солиста. Иногда даже кажется, что предельно точно, без каких-либо «съездов» сыграть быстрые пассажи в его финальной части просто невозможно – и если в очень изысканной и прочувствованной интерпретации Нарека Ахназаряна не считать одного-двух «точечных» моментов «вне игры», то в целом игра этого молодого, но уже признанного во всем мире виолончелиста однозначно впечатляет. Во второй части вечера прозвучали очаровательно изящная Сюита из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (включившая и знаменитый «Свадебный марш»), а также известное Симфоническое скерцо Поля Дюка (1865 – 1935) «Ученик чародея», навеянное одноименной балладой Гёте и снискавшее автору музыки славу сáмого его популярного сочинения.

Грандиозным финальным аккордом явилось исполнение темпераментно-красочного «Итальянского каприччио» Чайковского, одной из хрестоматийных симфонических пьес композитора, постоянно присутствующей на слуху и абсолютно не нуждающейся ни в каких рекомендательных эпитетах. Словом, в этот вечер под сводами Дома музыки царил романтический девятнадцатый век с очень «осторожным» первичным заходом в двадцатый: прокофьевские «Апельсины» были предложены публике в самом начале программы.

Но даже не само по себе очень «вкусное» симфоническое меню – да еще с «цитрусовым музыкальным аперитивом»! – стало причиной весьма активного слушательского интереса. По большей части, вся изюминка вечера заключалась в том, что за дирижерский пульт «Русской филармонии» впервые в истории этого коллектива встал наш выдающийся маэстро, один из опытнейших и снискавших мировую известность дирижеров современности Михаил Юровский. Вот уже более двадцати лет, в силу объективно сложившихся обстоятельств, музыкант проживает в Германии, но, тем не менее, считает своим безусловным долгом при каждой открывающейся возможности возвращаться в родные пенаты, чтобы творить и в России, чтобы «делать музыку» и для своей публики, то есть для нас с вами. И на этот раз наши ожидания – ожидания отечественной аудитории – оказались оправданными сполна. Горячий, восторженный прием, устроенный маэстро в конце концерта, вылился в такую неформально искреннюю, идущую от сердца овацию зрительного зала, какую, честно говоря, в этих стенах в адрес дирижера не припомню уже очень и очень давно…

Играть оркестровые шлягеры кажется простым лишь на первый взгляд: всегда существует опасность механического «заигрывания» подобного рода музыки. Но под взмахом дирижерской палочки Михаила Юровского скрупулезно продуманные оркестровые высказывания, полные выразительной простоты и, в то же время, акцентированной нюансной изысканности, воздействовали на слух и душу необычайно ярко, свежо, темпераментно, с истинно русской щедростью, но при этом оркестровая ткань предложенных публике интерпретаций, несомненно, была соткана по истинно европейскому лекалу: уже само качество оркестрового звука доставляло истинное удовольствие! Надо сказать, что за этот сезон явно прибавили в мастерстве обе духовые группы: особый прогресс наблюдается у медных, деревянные же обрели так необходимый им лоск и уверенный исполнительский кураж.

Да и струнные, перестав лишь создавать «номинальную базу» оркестрового звучания, стали, наконец, его чистой, открытой, «поющей» душой. Безусловно, ее тонкая настройка полностью зависит от дирижера, и Михаил Юровский – как раз один из тех музыкантов, которому явно присущ дар «невербальной дирижерской передачи», ниспосланный свыше: обсуждаемый концерт просто еще раз снова заставил в этом убедиться. И всё же впечатляющему уровню нынешней игровой формы коллектив во многом обязан также и своему нынешнему художественному руководителю – главному дирижеру Дмитрию Юровскому. Невероятно, но факт: за первый сезон своего руководства он просто подарил Москве совершенно новый оркестр! И лично я с большим нетерпением жду, когда же этот творчески обновленный коллектив дождется своей законной очереди быть приглашенным в Колонный зал на Фестиваль симфонических оркестров мира, ведь все необходимые объективные предпосылки для этого теперь-то уж точно есть! Весьма символично, что Михаил Юровский встал за дирижерский пульт «Русской филармонии», получив этот оркестр из рук своего младшего сына, одного из достойных продолжателей семейной музыкальной династии. Так что преемственность остается преемственностью, но иногда и мэтры собственноручно воскрешают славные исполнительские традиции в творческом тандеме с молодыми музыкантами.

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама