1 декабря и 2 декабря в Петербурге пройдут два значительных музыкальных события — 1 декабря в 19.00 в Михайловском театре состоится торжественная церемония вручения IV Национальной оперной премии «Онегин» с участием звёзд мировой оперы, а 2 декабря в 20.00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича — концерт в честь 50-летия творческой деятельности выдающегося оперного певца Сергея Петровича Лейферкуса. В обоих концертах участвует и сам юбиляр.
— Сергей Петрович, вы являетесь президентом Национальной оперной премии «Онегин». Расскажите, пожалуйста, как эта премия родилась.
— Идея премии принадлежит не мне, а её директору Игорю Тарасову и московскому продюсеру Любови Глазковой. Мысль о подобной премии давно витала в воздухе. Разные люди в разных театрах говорили о том, что для оперы необходимо создать премию подобную кинопремии или литературной премии. Причем, награждаться должны не только оперные певцы. У нас есть номинация «Человек театра», это может быть гример, костюмер, концертмейстер, словом, люди, работающие в оперном театре.
Очень приятно, что у премии «Онегин» огромный отклик. Почти все оперные театры страны присылают имена певцов на номинации, будь то «Дебют» или «Мастер сцены», записи спектаклей. И это подтверждает, что мы создали правильную «вещь». От лица организаторов премии хочу поблагодарить Комитет по культуре Санкт-Петербурга за большую поддержку. Помимо непосредственно премии, мы ещё проводим благотворительные вечера и собираем деньги в поддержку артистов, попавших в беду: на дорогостоящее лечение, лекарства, операции.
Я считаю, что вместо того, чтобы возводить башню «Газпрома», можно было построить много детских больниц и лечить всех детей, кому это нужно, а не собирать деньги на их лечение через призывы по телевидению, в газетах и в метро.
— Практику организации каких премий вы использовали при создании «Онегина»?
— У нас не было опыта проведения какого-либо рода премий, но за четыре года мы уже кое-чему научились и нашли замечательных партнеров, соратников. Например, Михайловский театр в лице его директора Владимира Кехмана. Ещё каждый год мы проводим круглый стол, на который собираются директора театров, режиссёры, именитые певцы, и где обсуждаются проблемы современного оперного театра от спонсирования, грантов и дотаций и заканчивая репертуарной политикой. В этом году проведение премии решили объединить с юбилеем моей творческой деятельности, и это стало для меня приятным сюрпризом. Я хотел бы, конечно, чтобы исполнилось не 50 лет творческой деятельности, а 30, но «мечты, мечты, где ваша сладость?».
— 1 декабря в Михайловском театре состоится церемония вручения IV Национальной оперной премии «Онегин», которую будут вести Сати Спивакова и Фёдор Бондарчук. В концерте принимают участие звёзды мировой оперы – Ольга Бородина, Анжела Георгиу, Екатерина Сюрина, Чарльз Кастроново и другие, а также солисты Михайловского театра, среди которых такие замечательные певцы как Борис Пинхасович и Екатерина Егорова. Как выбирали солистов для этого концерта?
— Состав участников гала-концертов выбирало жюри премии. Я предложил Дмитрия Корчака, который будет выступать 2 декабря в концерте, посвященном 50-летию моей творческой деятельности. Теоретически можно было бы пригласить больше солистов, но важно сохранить компактную форму этих двух мероприятий, чтобы они не превратились в никогда не кончающееся событие.
— В программе концерта 2 декабря – не только оперные певцы, но и солисты оперетты, в частности, Петербургского театра музыкальной комедии – Наталья Савченко и Виктор Кривонос. Это дань времени вашей службы в Театре музкомедии?
— Можно сказать и так. Но сцены и арии из оперетт в исполнении этих прекрасных артистов добавят концерту очарования, лёгкости и праздничности.
— Исполнение вами роли Евгения Онегина в спектакле Кировского театра (теперь снова Мариинского) «Евгений Онегин» в постановке Юрия Темирканова считалось лучшим в Советском Союзе. Почему у вас получился такой непревзойденный Онегин?
— Дело в том, что несомненное лидерство Юрия Хатуевича Темирканова, его очень серьёзная, целеустремленная подготовка постановки свершили тот успех. Обладая уникальной работоспособностью, Юрий Темирканов проводил многие, многие часы в Публичной библиотеке, смотрел рисунки, литографии, какие были костюмы того времени, как люди держали веера, как сидели, как стояли, какое было положение ног и рук в тех или иных ситуациях, всё это он изучил и принёс в постановку. На репетициях он вбегал на сцену и поправлял нас, певцов, чтобы мы правильно входили, садились, вставали. Очень высокая степень подготовленности к премьере и к проведению всех остальных спектаклей — основа огромного успеха той постановки «Евгения Онегина», она ведь до сих пор идёт в Мариинском театре и собирает полные залы.
Когда началась подготовка спектакля, Темирканов задолго до премьеры собрал певцов на читку ролей, как в драматическом театре. За полтора года до премьеры уже началась работа, хотя все солисты и раньше пели в этой опере, только в другой постановке. Поэтому спектакль имел сумасшедший успех и впервые за всю историю присуждения Государственных премий, а до этого – Сталинских, премия была дана за оперный спектакль. До нашего «Евгения Онегина» Госпремия не присуждалась за оперные спектакли, она присуждалась за личный вклад, за другие достижения. Например, Елена Образцова получила эту премию за своё творчество как оперная певица. А именно спектакль был награжден впервые. Причём, сначала был представлен только Юрий Хатуевич, но он сказал, что он не имеет права один получать премию, т.к. мы работали коллективом, премии были удостоены ещё художник-постановщик Игорь Иванов и Лариса Шевченко, исполнявшая партию Татьяны. Когда комиссия по присуждению Госпремии приехала смотреть спектакль, Юрий Темирканов попросил её остаться на второй показ, сказал, что у нас есть ещё одна исполнительница партии Татьяны – Татьяна Новикова. Комиссия говорит, что одной Татьяны достаточно, но Темирканов настоял, объяснив, что вторая Татьяна – не хуже, они разные, но одинаково хороши. В итоге обе Татьяны — Шевченко и Новикова получили по Государственной премии — уникальный случай!
— Какое событие за 50 лет творческой деятельности было для вас самым главным?
— Одним событием мне не ограничиться. Самое главное для меня, как для певца, было счастье выступления с такими великими дирижёрами, как Юрий Темирканов, Сейджи Озава, Джордж Шолти и такими великими певцами, как Пласидо Доминго, Мирелла Френи и Николай Гяуров. Конечно, моими сценическими партнерами были и многие другие выдающиеся певцы, но с Доминго, Френи и Гяуровым меня связывает еще и личная дружба, которую я очень ценю и за которую чрезвычайно им благодарен.
— А какое главное событие вашей жизни, не связанное с творческой деятельностью?
— Моя семья. Мы с женой вместе уже 52 года. Но не могу сказать, что это не связано с творческой деятельностью. Моя жена – не только мой друг, но и советник, и первый критик.
Беседу вела Людмила Лаврова