На заключительном концерте абонемента «Династия Юровских»
Уверен, многие скажут, что раз балет – искусство театра, то исполнение партитуры того или иного балета в формате академического концерта – занятие, вряд ли оправданное и целесообразное. И основной довод в пользу этого, конечно же, – то, что, погружаясь в чистый музыкальный симфонизм, мы неизбежно лишаемся и визуально-пластических, и сценографических, и танцевально-актерских впечатлений, которые может дать лишь театр, всегда прибегающий к музыке как незыблемому базису для предоставления зрителю всего этого. И если речь идет о заведомо хрестоматийном и популярном произведении, которое через дорогу от концертного зала легко можно увидеть в театре, то культпоход на него в концертный зал, пожалуй, и вправду будет выглядеть в известной степени компромиссом.
Но если речь идет о балете, увидеть который в Москве – говорим только за Москву – сегодня просто нельзя, если речь идет о легендарном балете, появившемся на свет в первые годы Великой Отечественной войны и ставшем символом несгибаемости как духа нашего народа, так и духовных идеалов русского музыкально-классического искусства, если речь, наконец, идет о романтическом до мозга костей балете Владимира Юровского (1915–1972) «Алые паруса», то тогда игра однозначно стóит свеч! Тогда место компромисса заступает самая что ни на есть настоящая жажда музыки, открывать которую заново, когда наследие одного из ярчайших, но при жизни, увы, недооцененных мастеров отечественной композиторской школы сегодня медленно, но верно возвращается к людям, становится для слушателей вполне осознанной интеллектуальной потребностью.
Впрочем, 5 июля на концерте в Большом зале Московской консерватории необычайно оптимистичную и жизнерадостную музыку балета «Алые паруса» рецензенту довелось не открывать заново, а полностью услышать вживую впервые. Из репертуара Большого театра этот балет исчез в 1956 году, а постановки более осязаемого прошлого – в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1984) и в Московском государственном академическом Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац (1985) – увидеть в свое время не довелось тоже. К счастью, с замечательной оригинальной постановочной продукцией Детского музыкального театра сегодня у нас есть возможность познакомиться хотя бы по видеозаписи, что само по себе уже немало…
Сопоставление этой редакции с исходным трехактным либретто Александра Таланова, созданным им по одноименной повести-феерии (1923) Александра Грина, в который раз и с новой силой убеждает в том, что вариативность театральной надстройки над базисом музыки балета для конкретных постановщиков с их индивидуальными художественно-творческими подходами неизбежна. Общая фабула при несколько ином акцентировании ряда сюжетных моментов всё равно выстраивается в первоначально заданном русле, но сами эти моменты в каждой новой постановке могут неожиданно удивлять. К примеру, в спектакле Детского музыкального театра им. Н.И. Сац капитан Грэй, не зная еще о судьбе и мечте Ассоль, надевает обручальное кольцо (перстень) на палец спящей девушки уже в начале второго акта, случайно набредая на нее в лесу. В оригинале же, перстень он тайно подбрасывает Ассоль в сцене на портовой площади в финале акта, но лишь после того, как печальную историю девушки до Грэя доносит бродячий музыкант-сказочник Эгль.
Именно поэтому в кратком изложении либретто, приведенном в программе концерта 5 июля, подобные милые разночтения и можно было легко заметить. Однако это абсолютно не суть важно: кому какая постановочная версия ближе, тот именно ее и придерживается! Когда же ты находишься в концертном зале, когда у тебя в руках – не только краткое изложение либретто «Алых парусов», но еще и схема музыкальных номеров этого балета, а оркестр со всей щедростью дарит тебе эту удивительно живописную и пленительно яркую музыку, то «картинку» ты можешь без труда представить себе сам! Ты можешь мысленно стать и балетмейстером, и художником, и даже кем-то из героев – настолько рельефно и ясно музыка Владимира Юровского старшего способна говорить со слушателем!
Всё волшебство партитуры на этот раз оживало под дирижерскими пассами Владимира Юровского младшего (старшего внука композитора), и ее исполнение стало впечатляющим финалом-апофеозом уникального абонемента Московской консерватории сезона 2018/2019 под названием «Династия Юровских». В октябре прошлого года его открыл нынешний глава династии Михаил Юровский (сын композитора), а в апреле этого продолжил Дмитрий Юровский (младший внук композитора). Но небольшой фрагмент из балета «Алые паруса» слышать ранее в форме сюиты всё же доводилось: в 2012 году он был исполнен в рамках интереснейшей «морской программы», которую Дмитрий Юровский сыграл с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» в Светлановском зале Дома музыки. Именно тогда впервые в живом звучании эта музыка покорила своим мощным романтическим пафосом и живой, выпуклой образностью.
А на премьере балета «Алые паруса» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в 1984 году за дирижерским пультом стоял Михаил Юровский. И то, что нынешнее исполнение в Большом зале Московской консерватории осуществлено под управлением его старшего сына, тему династической преемственности дирижерских поколений вплетает в слушательское сознание, словно красной нитью. Этот волнующий момент, кажется, удалось ощутить и публике в зале, которая в пятницу 5 июля не уехала на свои «дачи и огороды», а сделала решительный выбор в пользу музыкальной феерии, захватившей и драматической выразительностью, и романтической взволнованностью, и, простите за каламбур, просто феерической филигранностью и праздничностью!
Колоссальную музыкальную махину проекта маэстро Владимир Юровский взвалил на свои плечи, располагая серьезной профессиональной опорой Концертного симфонического оркестра Московской консерватории (художественный руководитель – Анатолий Левин). В исполнении музыки балета приняли участие музыканты Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации (главный военный дирижер Вооруженных Сил РФ – Тимофей Маякин, начальник оркестра – Сергей Дурыгин). Трехактная партитура вписалась в два концертных отделения с антрактом после сцены в лесу, а исполнение музыки сопровождалось еще и художественным словом: довольно длинные тексты из повести Грина читала Чулпан Хаматова. Особых художественных восторгов это чтение, честно говоря, не вызвало – лишь постоянно (и весьма надолго!) нарушало сплошность и логическую непрерывность опуса, хотя говорить так о номерной музыке, каковой всегда является музыка любого академического балета, возможно, и не вполне корректно. Но для многих тексты, безусловно, важны, и с этим аспектом объективно пришлось «смириться».
Для того, чтобы музыкой балета «Алые паруса» мы смогли насладиться во всём ее акустически живом великолепии в Большом зале Московской консерватории, был пройден не только большой репетиционный этап работы дирижера с оркестром, но и осуществлена огромная предварительная работа, связанная с подготовкой самóй партитуры. Ее взял на себя Михаил Юровский, переведя рукописную партитуру – более восьмисот страниц! – в электронный формат. Колоссальнейший труд! Но для чего это понадобилось? Всё дело в том, что если рукописная партитура балета благополучно сохранилась, то оркестровые голоса (партии) давно уже были утрачены. А перевод в электронный формат как раз потому и понадобился, что современные программы нотной электронной верстки из целой партитуры на автомате позволяют извлекать партии всех необходимых голосов.
И поскольку электронной верстки партитуры не было, Михаилу Юровскому ничего не оставалось, как ее создать. Набирая ее, маэстро попутно правил и корректировал ошибки, которые замечал в рукописном тексте. Естественно, при наборе можно было допустить и новые ошибки, так что всё набранное им было тщательно перепроверено его сыном Владимиром Юровским. Еще и еще раз всё было вычитано также и редакторами немецкого издательства Sikorski, в котором вышла не только полная откорректированная партитура балета, но и необходимые для исполнения партии всех оркестровых голосов.
«Алые паруса» – общепризнанная визитная карточка Владимира Юровского старшего, и, к счастью, теперь, с изданием партитуры и голосов, музыка этого балета окончательно возвращается к музыкантам, дирижерам и слушателям. Сегодня эта музыка возродилась, словно птица Феникс, но абонемент «Династия Юровских» сезона 2018/2019 в Большом зале Московской консерватории завершен, а хочется верить, что новая жизнь партитуры «Алых парусов» лишь только начинается… 24 апреля 1989 года в декорационном ангаре Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко произошел сильнейший пожар, и вместе с декорациями многих других спектаклей «Алые паруса» погибли в огне, но, возможно, как раз сегодня и настает момент расправить паруса вновь!
Фото Д. Рылова с официального сайта Московской консерватории