Ни одной заслуживающей особого внимания телепремьеры и ни одного шедевра (если не считать утренний показ не нуждающейся в представлении «Великолепной семерки» (НТВ, 1 мая, США, 1960. Режиссер Джон Старджес) — таков главный итог обозреваемой первомайской теленедели. Смотреть тем не менее есть что. Прежде всего «Кукушку» («Россия», 4 мая, 0.15. Россия, 2002. Режиссер Александр Рогожкин) — один из бесспорно лучших отечественных фильмов 2000-х. В его основе лежит замечательная сценарная идея. «Кукушками» русские солдаты называли финских снайперов. В сентябре 1944 года обстоятельства привели на лесной хутор к молодой саами Анни (Анни-Кристина Юусо) одного из них — Вейко (Виллэ Хаапсало), которому чудом удалось избежать, казалось бы, неизбежной смерти, и капитана Советской армии Ивана (Виктор Бычков). Все персонажи изъясняются на своем родном языке, абсолютно не понимая друг друга, и это создает неповторимую трагикомическую атмосферу. По своему уровню «Кукушка» была на голову выше остальных фильмов XXIV Московского МКФ, однако по непонятным причинам жюри присудило ей лишь призы за режиссуру и за лучшую мужскую роль (Виллэ Хаапсало).
Пожалуй, больше всех порадует любителей кино выбор канала СТС, включившего в свою сетку аж пять качественных и не примелькавшихся на телеэкране фильмов. Праздник, безусловно, украсит «Фаворит» (СТС, 1 мая, 0.40. США, 2003. Режиссер и автор сценария Гэри Росс) — масштабная (с бюджетом 80 миллионов долларов) экранизация бестселлера американской писательницы Лоры Хиллебранд «Сухарь: американская легенда» о знаменитой в 30-е годы прошлого века скаковой лошади. Но история эта не только о Сухаре, странной лошади — маленькой, приземистой и, казалось бы, совсем непригодной для конно-спортивных шоу, но и о трех колоритных американцах, сделавших ставку на ее успех. И не прогадавших. Эти трое — ее хозяин-миллионер Чарлз Ховард (Джефф Бриджес), жокей Ред Поллард (Тоби Магуайр), наполовину слепой бывший чемпион по боксу и тренер Том Смит (Крис Купер), в прошлом цирковой ковбой, а ныне странный тип с репутацией сумасшедшего... «Фаворит» был удостоен семи номинаций на «Оскара»-2004: за фильм, режиссуру, операторскую работу, сценарий, работу художника по костюмам, монтаж и звук и собрал в мировом прокате 148 миллионов долларов.
Сразу после «Фаворита» — увы, глубокой ночью — смотрите комедию «Звериная натура» (СТС, 1 мая, 3.20. Франция — США, 2001). Знаменитый французский клипмейкер Мишель Гондри, дебютируя в большом кино, взялся реализовать абсурдистские фантазии знаменитого кинодраматурга Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем»). В центре сюжета — диковинный любовный четырехугольник. Лайла (Патриция Аркетт) — жертва гормональных издевательств природы — всю свою сознательную жизнь борется со щетиной, со страшной силой покрывающей ее нежное тело. Ее неосознанно тянет к дикой природе. Лайла живет с фанатичным ученым Натаном (Тим Роббинс), который и не подозревает о ее тайнах, — он ставит в своей лаборатории опыты на животных, стремясь обучить их хорошим манерам, и целиком поглощен этим. Однажды Лайла и Натан встретили в лесу совершенно голое человекоподобное существо Паффа (Риз Айфэнс). Натан получил сказочный шанс превратить дикаря в джентльмена. Ему и невдомек, что дикарь и его жена испытывают друг к другу неудержимое сексуальное влечение. А тем временем настырная ассистентка Натана вынашивает планы, как заполучить в мужья шефа... Такие вот перипетии переживают герои картины, следить за ними — по меньшей мере любопытно.
Озорную (на грани фола) и очень смешную (что вылилось в 76 миллионов долларов кассовых сборов) комедию «Плохой Санта» (СТС, 5 мая, 21.30. США — Германия, 2003. В ролях: Билли Боб Торнтон, Тони Кокс, Бретт Келли) снял Терри Цвигофф («Мир призраков»). Билли Боб Торнтон (номинация на «Золотой глобус») по полной программе «оттягивается» в роли Санта-Клауса. Точнее, в роли человека, который в очередной раз перед Рождеством нанимается в очередной крупный универмаг развлекать детишек в костюме Санта-Клауса, чтобы затем вместе со своим напарником ограбить этот универмаг. Все строится на контрасте: этот «Санта» — вор-рецидивист, неразборчивый в связях бабник и горький пропойца. Он невыносимо мрачен, жутко сквернословит, но при всем при этом умудряется оставаться обаятельным, и потому ребятишки тянутся к нему. На фоне его похмельных приключений и разворачивается увлекательная криминальная интрига фильма...
Чен Кайге, восхитивший многих своими культовыми фильмами «Прощай, моя наложница» (1993) и «Император и убийца» (1999), вдруг снял бесхитростную драму «Вместе» (СТС, 6 мая, 3.00. Китай — Южная Корея, 2002). Талантливый 13-летний скрипач из провинциального китайского городка приезжает в столицу. В Пекине мальчик участвует в конкурсе, на котором занимает лишь пятое место, и не попадает в престижное музыкальное училище. Расстроенный папаша случайно подслушивает разговор профессоров, из которого выясняется, что его сын на самом деле был лучшим, но первые места обычно покупаются, поскольку речь идет о блестящей музыкальной карьере, будущих деньгах и популярности. Единственный способ пробиться — остаться в столице, нанять правильного учителя и пытаться попасть на очередной конкурс... Картина вызвала неоднозначную реакцию. Режиссера, в частности, упрекали в том, что он работал с оглядкой на «добрый старый Голливуд» и одновременно на традиции социалистического реализма — подобная почти фантастическая «сшибка контекстов» хорошо, увы, знакома и нам по образчикам постсоветского кино. Но фильм китайского классика, творящего на сломе эпох и социальных формаций, можно рассматривать как тонкую стилизацию под соцреализм. Сделан он с точки зрения профессии безупречно, в нем много музыки, которая выступает не как фон, а как полноправный участник действия. Неслучайно на MКФ в Сан-Себастьяне картина была удостоена «Серебряной раковины».
А завершает неделю на СТС знаменитый фильм Энтони Мингеллы «Английский пациент» (СТС, 7 мая, 1.05. Великобритания, 1996). Это действительно замечательная картина, ее достоинства отмечены множеством наград, в том числе «Оскарами» за фильм, режиссуру, лучшую женскую роль второго плана (Жюльет Бинош), работы оператора, художника, художника по костюмам, за музыку, монтаж и звук. Это экранизация одноименного романа Майкла Ондаатье, вышедшего в свет в 1992 году и получившего Букеровскую премию — самую престижную премию Великобритании в области литературы. Главный герой фильма — венгерский аристократ, картограф — накануне Второй мировой войны оказывается в составе археологической экспедиции в Сахаре. Однако фильм начинается с событий, происходящих в конце войны, поэтому при первом знакомстве граф Ласло фон Алмаши (Ральф Файнс) оказывается безымянным английским пациентом, до неузнаваемости обгоревшим в авиакатастрофе и потерявшим память. Жюльет Бинош сыграла медсестру Хану. Она решила посвятить себя несчастному больному, видя в подобном самоотречении свой долг перед всеми погибшими на войне. Фильм построен как постепенное, фрагментарное и хаотичное возвращение памяти к английскому пациенту — процесс завораживающий и интригующий. Но основу сюжета составляет романтическая история взаимоотношений фон Алмаши и жены его друга, английской аристократки (Кристин Скотт Томас).
«Первый канал», вот уже которую неделю уверенно возглавляющий рейтинг, в свою очередь ставит на фильм Стивена Содерберга «Эрин Брокович» («Первый канал», 6 мая, 21.25. США, 2000), в свое время вызвавший большой общественный резонанс. Эрин Брокович, мать-одиночка с тремя детьми на руках и двумя разводами за плечами, тщетно пытается найти работу. Отсутствие образования с лихвой компенсируют природный ум и напористость. И вот долгожданный шанс: место ассистентки в юридической фирме. Новой сотруднице поручают разбирать бумаги. Читая документы, Эрин натыкается на досье крупной химической корпорации, отходы которой отравляют окружающую среду. Жертвами становятся семьи, живущие в районе зараженных водоемов. Брокович начинает собственное расследование... В 2001 году Джулия Робертс за роль в этом фильме получила «Оскара», «Золотой глобус» и 20 миллионов долларов гонорара в придачу. Картина появилась на свет благодаря чутью этой актрисы: кто-то из знакомых рассказал Робертс историю о секретарше, успешно сразившейся с мегакорпорацией «PG&E». Джулия сразу же загорелась мечтой воплотить историю Эрин на экране. Сценаристке Сюзанне Грант оставалось лишь зафиксировать ее на бумаге, расставив драматические акценты. Режиссер Стивен Содерберг («Секс, ложь и видео», «Кафка», «Вне поля зрения», «Траффик », «Одиннадцать друзей Оушена») решил обойтись без спецэффектов и зрелищных съемок. Они здесь ни к чему — блистательная Джулия Робертс и Альберт Финни превратили социальный сюжет в захватывающее шоу. Сборы от кинопроката только в США и Канаде превысили 250 миллионов долларов.
«Эрин Брокович» наверняка привлечет внимание телезрителей, прежде всего благодаря популярности несравненной «красотки» Джулии Робертс. А вот не менее известное имя режиссера Оливера Стоуна — пятикратного номинанта и трехкратного лауреата «Оскара» — на этот раз, пожалуй, не заработает. И по той простой причине, что «Команданте» («Первый канал», 1 мая, 23.10. США — Испания, 2003) — документальное кино, а смотреть его, как известно, нас долго и последовательно отучали. Оливер Стоун познакомился с Фиделем Кастро в 1987 году в Сальвадоре, где снимал свой фильм «Сальвадор». Спустя 10 лет они встретились на Гаванском кинофестивале. Тогда-то Стоуну и пришла в голову мысль сделать с ним фильм-беседу. «Я устал от собственных фильмов, — отмечал Стоун, — устал от официальной жизни и захотел вернуться к чему-то реальному. Это мой первый документальный фильм. Все в нем правдиво, ничто не подстроено, не поставлено для камеры. Все спонтанно. Мы с Кастро были равными партнерами, договорились, что я не буду его перебивать, даже если он будет слишком много говорить. Но Фидель оказался потрясающим актером. Он один из сильнейших мужчин на земле и один из лучших актеров, с какими мне доводилось работать. Мне безумно понравилась ситуация полного равенства между нами и то, что искусственных сцен, которые так обожают создавать тележурналисты, не было и в помине». Стоун провел с Кастро в феврале 2002 года три дня и записал в конечном итоге тридцатичасовое интервью, из которого и была смонтирована картина. У Кастро своя философия, свои идеалы. Мы узнаем, что он думает о политике и религии, о международных отношениях и бесплатном образовании, об убийстве Кеннеди и марксистской литературе и о многих других вещах. Стоуна интересует Кастро как человек, которому пришлось стать диктатором. Он задает команданте простые, прямые вопросы. При этом его собеседник имел право в любой момент остановить запись, чтобы вырезать какую-то фразу или переговорить ее по-новому. Но за тридцать часов интервью Кастро этим правом не воспользовался.
Геннадий Белостоцкий