Провести несколько дней в Петербурге и посетить Мариинский театр — это всегда событие. Атмосфера Северной столицы располагает к благоприятному времяпрепровождению в одном из лучших оперных театров России. Мне посчастливилось провести два вечера на оперных спектаклях в Мариинке: 26 марта на сцене звучала музыка Дж. Верди («Сила судьбы»), а 27-го — Н. А. Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством»).
Наибольший интерес для меня представляла вердиевская опера. Но к сожалению, насладиться потрясающей музыкой и великолепным итальянским belcanto не удалось: после первых тактов увертюры и пары взятых, а точнее, не взятых нот всё стало более-менее ясно…
Вы когда-нибудь включали музыку для фона?
Примерно такой эффект производил вяло играющий оркестр под руководством Михаила Синькевича. Знаменитая увертюра, обычно потрясающая публику накалом страстей, прошла, к сожалению, «мимо уха». На протяжении всего спектакля оркестр постоянно перекрывал вокальные партии, что, заметим, было не сложно — слишком уж жидкими оказались голоса.
Особенно слабо звучали женские партии, а исполнительница роли Леоноры (Анна Маркарова) никак не хотела брать верхние ноты, полностью «завалив» арию из второго действия. Яркую сцену в таверне из того же акта испортили нестройные и не попадающие в такт хористы и чуть слышные реплики цыганки Прециозиллы в исполнении Екатерины Семенчук. Из-за недопетых, брошенных на полуслове фраз складывалось впечатление, что все исполнители вышли на сцену после какого-то марафона и просто задыхаются.
К третьему акту ситуация несколько исправилась — певцы распелись, оркестранты проснулись…
Но в целом негативного впечатления избежать уже не удалось.
Обидно, ведь сама постановка Элайджи Мошински хороша: она «цепляет» публику не новаторскими режиссёрскими решениями, а, наоборот, строгой академичностью, которой сегодня так часто не хватает на оперных подмостках и которой, по всей видимости, порадовался бы Верди.
В полном соответствии с режиссёрской партитурой выполнены и декорации Андрея Войтенко — осуществлённые по эскизам А. Роллера, они продуманы до мельчайших деталей и полностью погружают зрителя в атмосферу Испании и Италии XVIII века.
Однако опера — это прежде всего музыка, и порой действительно лучше следовать авторским заветам; а «когда оперы не могут быть исполнены во всей их неприкосновенности — так, как они задуманы композитором, — лучше не исполнять их совсем...» (из письма Дж. Верди от 01.12.1851).
* * *
Итак, «Сила судьбы» ожиданий не оправдала. Неудивительно, что на оперу Римского-Корсакова на следующий день я шла с опаской.
И как оказалось, зря.
Второй вечер в Мариинском подарил замечательные эмоции и мне, и всем, находящимся в заполненном до отказа зале. Поинтересовавшись у нескольких зрителей об их впечатлениях, я получила только положительные отклики и мнения о том, что они попали в настоящую Рождественскую сказку.
Это был тот идеальный спектакль, в котором взаимодействие исполнителей и работа режиссёра предстаёт на самом высоком уровне.
Постановку Ольги Маликовой можно коротко охарактеризовать как яркую, красочную, динамичную, оригинальную.
Ход не новый, но действенный: еще до начала представления публику вовлекают в действие три персонажа — плод режиссёрской фантазии: «Баба с фиолетовым носом», «Баба с обыкновенным носом» и сам Николай Васильевич Гоголь, важно расхаживающий по зрительному залу и вслух рассуждающий о собственной повести. Кстати, именно с позволения автора — Гоголя — дирижёр Павел Петренко начинает представление.
Всех режиссёрских удач не перечислю, назову только наиболее запомнившиеся.
Прекрасно продумана и поставлена третья картина в доме Солохи, когда хозяйка дома прячет своих постояльцев в огромные мешки. Необычно решена сцена с появлением Царицы словно из снежной бабы. Потрясает своей красочностью перелёт Вакулы с Чёртом в Петербург…
В отличие от вердиевской оперы, в спектакле по Римскому-Корсакову исполнение полностью соответствовало режиссуре и сценографии. Оркестр звучал! Вокалисты также не подвели.
Особенно хочется отметить Оксану в исполнении Гелены Гаскаровой, которая легко и непринуждённо справлялась со сложнейшими пассажами.
Да и актёрская игра оказалась на самом высоком уровне — красавице-певице идеально подходит роль кокетливой украинской дивчины.
Искреннее восхищение зрителей вызвала Надежда Васильева в роли Солохи, а сцена с Головой, Чёртом, Дьяком и Чубом стала одной из самых ярких в постановке.
Кузнец Вакула (Станислав Леонтьев), кроме того, что отлично пел, ещё и отплясывал как настоящий артист балета (за это отдельное спасибо балетмейстеру-постановщику Надежде Калининой).
Небольшой, но очень яркой ролью дьяка Осипа Никифоровича буквально влюбил в себя публику Александр Тимченко.
* * *
Подводя итоги двух вечеров в Мариинском, могу сказать, что побывала на двух хороших постановках, но лишь на одном замечательном спектакле. К сожалению, некачественное исполнение может испортить огромную, сложную работу, ведь положительный результат достигается только тогда, когда каждый выполняет своё дело на сто процентов. Побольше бы таких спектаклей, как «Ночь перед Рождеством», и поменьше таких, как «Сила судьбы»…
Фотографии с сайта Мариинского театра