Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra (Es-dur), K. 364
Как ни тяготила Вольфганга Амадея Моцарта служба в Зальцбурге, его пребывание в родном городе всякий раз оказывалось более чем плодотворным. В 1779 году в Зальцбурге была написана Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Образцом для нее стали аналогичные произведения для нескольких сольных инструментов, в изобилии создававшиеся композиторами из Мангейма (тамошний знаменитый оркестр называли «армией генералов», ибо в роли солиста мог выступить практически любой музыкант). Первые такты партитуры Моцарта совпадают с началом одной из симфоний мангеймца Яна Стамица.
Альт был в то время «золушкой», однако Моцарт любил играть на этом инструменте и подарил альтистам виртуозное и вместе с тем глубокое произведение. Чтобы альт звучал ярче, Моцарт предписал для исполнения Концертной симфонии перестраивать струны. Кроме того, в оркестре вопреки традиции вместо одной группы альтов присутствуют две. Между солирующими скрипкой и альтом царит абсолютное равенство. Поскольку солистов двое, импровизировать каденции, как это тогда было принято, невозможно.
Концертная симфония — одно из немногих произведений Моцарта, в котором все каденции сочинены самим композитором.
Анна Булычёва, mariinsky.ru