На VI Международном фестивале вокальной музыки «Опера Априори» 29 апреля состоялась мировая премьера монооперы Алексея Курбатова «Возвращение». Волнующее словосочетание «мировая премьера» традиционно для «Оперы Априори». Более того, имя Алексея Курбатова в качестве автора впервые исполняемого вокального произведения уже появлялось в афише фестиваля. В марте 2014 года в БЗК прозвучала в концертном исполнении первая опера молодого московского композитора «Чёрный монах» по повести А.П.Чехова.
Обращение Алексея Курбатова к достаточно редкому и коварному жанру камерной оперы для одного исполнителя, написанной в 2018 году, это порыв души, захваченной трагической поэмой Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой». Хорошо, когда композитор и поэт находят друг друга.
Прочитанные мною задолго до премьеры оперы стихи, написанные в середине 1980-х, вызвали чувство недоумения.
Вечная тема женской скорби о пропавшем на войне Любимом (муже – сыне – брате), полная оригинальных образов и неординарных эпитетов, выражена в поэме детски нескладными или нарочито фольклорными строфами.
Но как известно, либретто даже многих великих опер как литературу вообще читать проблематично. Главное, чтобы совпал эмоциональный настрой авторов текста и музыки, их ощущение темпоритма. И здесь надо отдать должное композитору, давшему вторую жизнь стихам, написанным примерно тогда, когда он только родился.
Музыка Курбатова мелодична и понятна, она гибко следует за всеми поворотами сюжета,
окрашивая вокальные фразы то акварельной лирикой, то почти веристскими взрывными кульминациями.
Моноопера сопровождается только фортепиано, за роялем — автор. Алексей Курбатов отлично владеет инструментом: особенно хороши были небольшие сольные эпизоды, начиная с экспрессивного вступления. Пианиста как концертмейстера можно бы упрекнуть в излишнем форсировании звука, так что даже мощнейший голос Натальи Мурадымовой утопал в фортиссимо рояля. Но возможно, в эти моменты пианист Курбатов лишь выполнял замысел композитора Курбатова?..
Первой исполнительницей партии вечно ждущей и любящей Женщины, единой в двух лицах, — «а мы с Мариной Марковной вдвоём идём…» — стала Наталья Мурадымова. Ведущая солистка МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко сделала 45-минутную, практически беспрерывную роль значимой, что отличает её таких разных, но всегда сильных театральных героинь: Тоску, Медею, Леди Макбет. И даже злодейка поневоле, Костельничка из «Енуфы» Яначека, только что принесшая Мурадымовой премию «Золотая маска», вспоминалась порой в чеканной дикции на мецца-воче в нижнем регистре.
Концертное исполнение — своеобразный вызов актёрской выразительности певца.
Мурадымовой удалось в предельно короткий репетиционный период (не более 10 дней), не просто выучить музыкальный материал, но впеть его до осмысленного проживания, заставляя слушателей соучаствовать в паломничестве двух женщин, ищущих Андрея Ивановича.
Сколь разнообразны оттенки в рефрене «Андрей Иванович не возвращается домой»! И совсем иначе, просветлённо, с тонкой филировкой прозвучало финальное: «Андрей Иванович возвращается домой». Пожалуй, теперь другую исполнительницу «Возвращения» представить трудно.
Был и третий персонаж, названный в программе «Страшный голос».
Пётр Сафрошкин выступил в качестве чтеца-мелодекламатора. Ему достались жестокие строки: «Всё кончилось. Любимый не вернётся…..Но всё равно он больше не придёт… Убит, убит, убит!» Дикторски весомый низкий мужской голос, словно воинственное Марсово начало противопоставлялся древнему женскому: «…ожиданием своим ты спасла меня…» — простите, что из другой поэмы.
Ещё не могу не упомянуть о «гении места». Получился своеобразный каламбур: Андрей Иванович, главный персонаж поэмы и оперы, вернулся домой в Англиканскую церковь Святого Андрея. Намоленное не только в религиозном, но до сих пор в музыкальном смысле пространство храма, служившего более тридцати лет главной студией Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», обладает удивительной аурой. Здесь не только легко играется и поётся, но дышится и думается в зале под высокими сводами по-особому.
Многострадальное путешествие за тенью, за памятью Андрея Ивановича из поэмы, не узнанного женщинами в могучей сосне, завершается обретением ими младенца Андрея Ивановича, который, наконец, возвращается на их руках домой. «Возвращение» получилось ярким и запоминающимся!
Фото: Ира Полярная