Mariella Devia
Мариэлла Девиа принадлежит к числу крупнейших мастеров итальянского бельканто нашего времени. Уроженка Лигурии, певица окончила римскую Академию Santa Cecilia и дебютировала в 1972 году на «Фестивале двух миров» в Сполето в партии Деспины в опере Моцарта «Так поступают все». Ее дебют в нью-йоркской Metropolitan Opera состоялся в 1979 году в партии Джильды («Риголетто» Верди). В последующие годы певица выступала на всех без исключениях знаменитых сценах мира – в миланском Teatro alla Scala, Берлинской государственной опере и Немецкой опере, Парижской национальной опере, Цюрихской опере, Баварской государственной опере, венецианском театре La Fenice, генуэзском Carlo Felice, неаполитанском театре San Carlo, туринском Teatro Regio, болонском Teatro Comunale, на Россиниевском фестивале в Пезаро, в Лондонской Королевской опере Covent Garden, флорентийском Maggio Musicale, палермском Teatro Massimo, на фестивалях в Зальцбурге и Равенне, в концертных залах Нью-Йорка (Carnegie Hall), Амстердама (Concertgebouw), Рима (Accademia Nazionale Santa Cecilia).
Певица завоевала всемирную известность в ведущих партиях в операх Моцарта, Верди и, в первую очередь, композиторов эпохи бельканто – Беллини, Доницетти и Россини. Среди коронных партии Мариэллы Девиа – Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Эльвира («Пуритане» Беллини), Аменаида («Танкред» Россини), Джульетта («Капулети и Монтекки» Беллини), Амина («Сомнамбула» Беллини), Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Виолетта («Травиата» Верди), Имоджене («Пират» Беллини), Анна Болейн и Лукреция Борджиа в одноименных операх Доницетти и многие другие. Мариэлла Девиа работала с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Риккардо Шайи, Джанлуиджи Джельметти, Зубин Мета, Риккардо Мути и Вольфганг Заваллиш.
Среди значимых выступлений певицы последних лет – Елизавета («Роберто Девере» Доницетти) в Опере Марселя и нью-йоркском Carnegie Hall, Анна («Анна Болейн» Доницетти) в Teatro Verdi в Триесте, Имоджене («Пират» Беллини) в барселонском Teatro Liceu, Лю («Турандот» Пуччини) в генуэзском театре Carlo Felice, Норма в одноименной опере Беллини в болонском Teatro Comunale, а также сольные концерты на Россиниевском фестивале в Пезаро и в миланском театре La Scala.
Певице принадлежит обширная дискография: среди ее записей партии Софии в опере «Синьор Брускино» Россини (Fonitcetra), Адины в «Любовном напитке» Доницетти (Erato), Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти (Fone), Амины в «Сомнамбуле» Беллини (Nuova Era), Линды в «Линде ди Шамуни» Доницетти (Teldec), Лодоиски в одноименной опере Керубини (Sony) и другие.