Что для меня удивительно в Европе, это то, что сохранились обычаи домашнего музицирования. Огромное количество любителей учатся в любом возрасте играть на музыкальных инструментах, занимаются пением, сольфеджио, теорией и, обретя навыки, собираются в камерные ансамбли, квартеты, хоры и оркестры. Их любительство действительно происходит от слова «любить»: они любят музыку всей душой и посвящают ей своё свободное время, скажем, по средам и субботам, вместо того, чтобы сидеть у телевизора или в кафе.
Если знаешь кого-то лично и приходишь на концерт по приглашению, так удивительно слушать их игру и узнавать, что вот этот флейтист – нотариус, а виолончелист – учитель информатики, а эта скрипачка – воспитательница детского сада... Часто руководит такими коллективами профессиональный музыкант, сам при этом становясь дирижером-любителем. Здесь даже в газете в разделе объявлений часто можно встретить такой текст: ищу музыкантов для любительского квартета, сам играю на скрипке, район проживания такой-то, телефон...
Мне довелось быть на одном из таких концертов. В небольшом городе Аалсте состоялось выступление любительского коллектива под названием Камерный оркестр восточной Фландрии.
Играли музыканты в основном не виртуозные, а лирические и элегические произведения, что и понятно. Были исполнены «Серенады» Перне и Элгара, Прелюдия и Фуга Равеля, Сюита из античных танцев и арий для лютни в обработке Респиги, фольклорная сюита Нильсена и, что было совсем уж замечательно, двойной скрипичный концерт Баха d-moll. Солистами были Людвина Бюйкелс и Кун Бюлтейнк.
И оркестр и солисты показали большую увлечённость, хороший вкус, владение стилем и «слышимую невооружённым ухом» огромную любовь к музыке. Во всех этих достижениях безусловна большая заслуга их дирижера, работающего с ними последние семь лет, профессионального альтиста Бруно Де Схапедрейвера.