Под занавес российского «сезона Вайнберга»

«Идиот» в Большом: июльский взгляд на февральскую премьеру

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Музыкально-театральный сезон 2016/2017 так и просится быть названным «сезоном Вайнберга». Его «Пассажирка» в Екатеринбурге, а также «Пассажирка» и «Идиот» в Москве как вехи насыщенного, бурлящего потока музыкальной жизни страны стали событиями этапными, театрально-значимыми. «Идиот» – новая продукция Большого театра России, и сила ее общественного резонанса нисколько не уступает актуальности вечной темы «Пассажирки». Продолжением февральской обоймы «Идиота» (премьера – 12 февраля) стала летняя серия: об одном из ее спектаклей 8 июля (с премьерным составом исполнителей) и пойдет речь.

Если вспомнить все оперные премьеры уходящего сезона на обеих сценах главного музыкального театра страны, то их было четыре. Серая, невыразительная «Манон Леско» Пуччини и удручающе беспомощная «Снегурочка» Римского-Корсакова обжили Историческую сцену. А на Новой сцене появились сразу две достойные продукции – романтически-суровый, пронзительный «Билли Бадд» Бриттена (красивый мужской спектакль!) и обсуждаемая постановка «Идиота» Вайнберга, психологически цельная и эстетически многоплановая.

Аглая - Юлия Мазурова. Князь Мышкин - Богдан Волков

Итак, 2:0 в пользу Новой сцены! Но «Билли Бадд» – арендная лондонская продукция, перенесенная с подмостков Английской национальной оперы, поэтому в зачет собственных постановочных достижений Большого театра идти не может. А полновесную версию «Идиота», изначально и предназначенную для большой сцены, смело можно назвать лучшей оригинальной оперной постановкой сезона. В заскорузлых творческих недрах московского «одиозно-державного» театрального института, в последние годы то и дело сотрясаемого бурями и скандалами, эта проникнутая душой и человеческой болью постановка вызрела каким-то неведомым чудом! В российском «сезоне Вайнберга» четыре июльских показа «Идиота» поставили финальный, но не последний в судьбе новой постановки росчерк: в следующем сезоне ее прокатная жизнь, безусловно, продолжится.

Погружение в плакатно-яркое, по-оперному зрелищное театральное действо на основе конструктивно-вдумчивого позитива новейших элегантно-легких технологий сценографии, постановки света и видеоарта происходит постепенно, с каждой картиной захватывая всё сильнее. Постановщикам во главе с режиссером Евгением Арье, на редкость тонким психологом и «человекоаналитиком», удается самое главное – за счет «реалистичной абстракции» визуального ряда и потрясающих костюмов «под эпоху» искусно глубоко и правдиво воссоздать тревожно-терпкую атмосферу безвозвратно ушедшего Петербурга Достоевского.

Князь Мышкин - Богдан Волков. Настасья Филипповна - Екатерина Морозова

В команде проекта – сценограф Семен Пастух, художник по костюмам Галина Соловьева, художник по свету Дамир Исмагилов, видеосценограф Ася Мухина и режиссер по пластике Игорь Качаев. Польский дирижер-постановщик Михал Клауза (как и в «Доне Паскуале» Доницетти на этой же сцене) на высоте мастерства интерпретации и на сей раз. Филигранный оркестр, мощный мужской хор (хормейстер – Валерий Борисов) и, в целом, впечатляюще сильный ансамбль не просто солистов, но певцов-актеров, планку музыкального уровня также держат весьма высоко.

Такого гипнотически завораживающего зрительского и слушательского эффекта опера на сюжет русской классической литературы не производила в Большом театре давно. И, заметьте, речь идет не об одном из признанных шедевров оперного наследия XIX века, а о партитуре, созданной в XX веке!

«Идиот» (1986) – последняя опера Вайнберга, и «созерцательная медитация» ее мелодекламационной фактуры с практически «камерным» и «неспешным» следованием в форватере «большой оперы», понятно, не столь ярка и рельефна, как экспрессия его первой оперы «Пассажирка» (1968). Но музыка «Идиота», преобразуя с развитием сюжета количественные изменения в качественные, воздействие на слушателя непрестанно усиливает. И самые яркие ее аффекты-потрясения – пятая и десятая (финальная) картины, узлы психологически интимного противостояния-притяжения между «уходящим старым» и «надвигающимся новым», когда князь Мышкин и купец Рогожин сталкиваются лицом к лицу из-за «прекрасного демона» в облике Настасьи Филипповны.

Князь Мышкин - Богдан Волков. Рогожин - Петр Мигунов. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Опера на заведомо неоперный сюжет одноименного романа Достоевского с обилием действующих лиц и сюжетных линий – это неизбежный риск, но либреттисту Медведеву удалось создать непротиворечивую и самодостаточную квинтэссенцию, а композитору Вайнбергу заключить ее в рамки большой музыкально-драматической формы с «камерной душой». В сравнении с заведомо камерной версией давней московской постановки Бориса Покровского в его Камерном музыкальном театре (1991), нынешняя редакция Большого (в аранжировке Филиппа Адама) – «обстоятельно полный метр» на основе издания «Hans Sikorski», но отождествлять оперу с романом-первоисточником, понятно, всё равно нельзя.

Три кита этой постановки, – в первую очередь, безудержно-темпераментный Рогожин в яркой, вальяжно-притягательной трактовке Петра Мигунова, затем чувственно тонкий типаж, кажется, отрешенного от мира сего князя Мышкина в исполнении Богдана Волкова, и, наконец, как ни странно, фигура пройдохи Лебедева (изумительная работа Константина Шушакова – неотъемлемо важный винтик спектакля!). В актерском отношении хороши и героини-соперницы Настасья Филипповна (Екатерина Морозова) и Аглая Епанчина (Юлия Мазурова), но их невыразительные по тембру (с проседающей дикцией) голоса берут лишь мощью посыла, абсолютных высот тройки мужских персонажей так и не достигая…

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

На правах рекламы:
Найти работу в Москве не просто, но возможно. Для этого стоит воспользоваться сайтом rabotavia.ru. Большой выбор вакансий непосредственно от работодателей, оформление по трудовому кодексу. Бесплатный поиск без регистрации.

реклама

вам может быть интересно

Актуальный Бах Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама