Юлия Меннибаева: голос сердца и тепло души

Юлия Меннибаева — фото Юрия Омельченко

В день памяти Елены Образцовой

Этот концерт – не из тех, на которые зазывают афиши, пестрящие на каждом углу огромного и шумного мегаполиса. Не из тех, что сопровождаются настойчивой и мощной телевизионной рекламой. И не из тех, на которые приходит случайная или разовая публика. На этот концерт, организованный Фондом Елены Образцовой и состоявшийся 12 января в одном из выставочных залов Государственного центрального музея современной истории России, – в главном здании в центре Москвы по адресу Тверская, 21 – пришла публика, точно знающая, что побудило ее к этому и почему это оказалось для нее так важно…

Повод был грустный: в этот день восемь лет назад – как быстро летит время! – ушла из жизни выдающаяся русская певица, примадонна мировой оперной сцены Елена Образцова (1939–2015). Но день ее памяти стал и щедрым праздником вокальной музыки, который под эгидой этого имени, навсегда отошедшего в разряд правдивейших легенд, собравшейся в зале публике подарила меццо-сопрано Юлия Меннибаева (партия фортепиано – Юлия Банькова). Этот концерт оказался благотворительным в том смысле, что для публики был бесплатным, и надо ли говорить, что в этот вечер зал, едва вместивший всех желающих, заполнен был до отказа! Слушатели же смогли проникнуться аурой не только камерной, но и оперной музыки, и через всё это вспомнить репертуарные хиты Елены Образцовой.

Да и сама примадонна, смотрящая на нас с Небес, всему происходящему в этот вечер, думается, также была рада, ведь ее дело – миссия открытия новых певческих талантов – продолжает жить в их творчестве! Одной из вокальных подопечных примадонны была и Юлия Меннибаева, ныне хорошо известная в музыкальной среде солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и приглашенная солистка Большого театра России. После Гран-при на Всероссийском вокальном конкурсе имени Ф.И. Шаляпина в Ярославле (2003) важной творческой вехой для певицы стала II премия Международного конкурса меццо-сопрано Елены Образцовой памяти Федоры Барбьери в Санкт-Петербурге (2012), ведь председателем жюри тогда была сама его легендарная основательница.

Другим рубежным прорывом в творческой биографии Юлии Меннибаевой оказалась II премия и специальный приз за исполнение русской музыки Международного конкурса имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2016), и вовсе не удивительно, что в том же году певица стала лауреатом премии Фонда Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Сегодня в цехе меццо-сопрано в мире наблюдается явный дефицит больших и сильных голосов драматической специализации, однако в этом отношении Юлия Меннибаева – счастливое исключение! Она – обладательница уникального по красоте и тембру меццо-сопрано насыщенно-глубокой, драматически чувственной фактуры, а в нижнем регистре его звучание восхитительно сближается с сочным, обволакивающим слух контральто…

Юлия Меннибаева — фото Юрия Омельченко

Не плениться красотой голоса и мастерством исполнительницы невозможно было и на обсуждаемом концерте, который открылся микроблоком духовной музыки – «Ave Maria» Каччини и «Dignare» Генделя. И хотя давно уже не секрет, что «Ave Maria» Каччини – вовсе не продукт эпохи итальянского барокко, а не что иное, как гениальная мистификация нашего соотечественника Владимира Вавилова (1925–1973), сей опус упорно продолжают приписывать Каччини, ведь популярность его оказалась поистине «вирусной», и он охотно включался в репертуар многих выдающихся певцов. Оба опуса в роскошном исполнении Юлии Меннибаевой были пронизаны экстатической чувственностью: сакральный диалог с непостижимо вечным и величественным согревал души, наполнял их теплом и светом…

В блок оперных арий вошли три французские пьесы («Слезы» Шарлотты из оперы Массне «Вертер», вторая ария Далилы «Самсона в эту ночь ожидаю» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и знаменитая хабанера главной героини из оперы Бизе «Кармен»), одна итальянская пьеса (песня Азучены из оперы Верди «Трубадур) и одна русская («Гадание» Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина». К музыкальным портретам этих героинь сама Елена Образцова обращалась не только в опере, но и на оркестровых рециталах. Считается, однако, что на вокальных вечерах надо исполнять только камерную музыку, но и оперой в рамках вокальных вечеров свою публику Елена Образцова «баловала» регулярно. И даже та малая толика ее репертуара, те избранные оперные арии, что прозвучали в вечер ее памяти, несомненно, смогли напомнить об этом и довольно весомо, и феерически ярко!

Юлия Меннибаева проживала страсти названных героинь так, как она сделала бы это на оперной сцене. И в этом был особый меломанский драйв, особая пульсация вокального нерва. Большой певческий голос – большие вокальные страсти, и в этом нас убедила и ее Азучена, и ее Марфа. Но насколько психологически глубоко и стилистически изысканно удались певице мини-портреты страдающей Шарлотты и своенравной Кармен! А ее выбор второй – «героически наступательной» – арии Далилы, а не любовно-романтического хита (третьей арии, всегда ожидаемой публикой с особым энтузиазмом), в полной мере явил и «характер» певицы, и ее потрясающий драматизм, и ее творческую индивидуальность.

В силу этого было подлинным наслаждением ощутить то нежное и тонкое «любовное воркование», что этот большой и сильный голос смог вложить в трактовку романса Глинки «Как сладко с тобою мне быть», открывшего камерный блок вечера. Его продолжил «эфир томления и страсти» в романсах на слова Пушкина. Это «Ночной зефир» Даргомыжского, «Старый муж» Верстовского, «На холмах Грузии» Римского-Корсакова и по-особенному пленившая мистикой и тайной «Ночь» Рубинштейна. «Растворил я окно» Чайковского и «В молчаньи ночи тайной» Рахманинова эффектно перекинули мостик к финалу, «народному» блоку, куда вошли русская народная песня «Катерина» (в обработке Прокофьева), «Под дугой колокольчик поет» Николаевского и спетый на бис элегически прелестный русский романс «Ночь светла», не народный, правда, но де-факто давно таковым ставший…

Фото Юрия Омельченко

Красивые солнцезащитные аксессуары придадут каждой моднице немного роскоши, непринужденности. Купить женские солнцезащитные очки можно онлайн или в шоуруме на Большой Бронной в Москве.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама