15, 16 и 18 июля на сцене Мариинского-2 состоится последняя премьера сезона и фестиваля «Звёзды белых ночей» — опера Сергея Прокофьева «Война и мир» в постановке режиссера Грэма Вика и художника Пола Брауна. 15 и 16 июля за дирижерским пультом спектаклей – Валерий Гергиев, 18 июля – Павел Смелков. Спектакль 16 июля будет транслироваться в кинотеатры Великобритании, Ирландии, Испании, Голландии, Германии, Хорватии.
Для Мариинского театра прокофьевская «Война и мир» – одна из знаковых опер репертуара, именно в Мариинском в 1991 году под управлением Валерия Гергиева и в постановке Грэма Вика опера впервые была исполнена целиком без каких-либо купюр. Нынешняя премьера – новое сценическое прочтение оперы с использованием уникальных технических возможностей Мариинского-2.
Над «Войной и миром», грандиозной оперной эпопеей, классик русской музыки XX века Сергей Прокофьев работал на протяжении 12 лет. Для воплощения романа Толстого композитор создал уникальный, не имеющий аналогов в оперной литературе тип жанра, композиции и драматургии, где тесно переплетены лирическая драма, эпос, опера, оратория.
Сложная сценическая история «Войны и мира» начиналась в Ленинграде. В процессе работы над постановкой в Малом оперном театре, по настоятельному предложению дирижера С. А. Самосуда и режиссера Б. А. Покровского, композитор дописал две картины: Бал у екатерининского вельможи и Военный совет в Филях. Картины-шедевры, одна – со знаменитым си-минорным вальсом, первым вальсом Наташи Ростовой, другая – с величавой арией Кутузова: из нее вырастает венчающий оперу хоровой апофеоз. Опера разрослась настолько, что театр счел целесообразным разделить ее на две части, идущие последовательно в течение двух вечеров. 12 июня 1946 года состоялась премьера первой части (картины 1-8) «Войны и мира» (дирижер С. А. Самосуд, режиссер Б. А. Покровский, художник В. В. Дмитриев).
Государственной (Сталинской) премией 1-й степени были отмечены Самосуд, Покровский и исполнительница роли Наташи Ростовой молодая певица Татьяна Лаврова. Весной 1947 года подготовленная к премьере вторая часть двухвечерней редакции была показана в Малом оперном на генеральной репетиции, однако спектакль сняли, а вместе с ним и пользовавшуюся огромным успехом только что награжденную первую часть оперы. Только в 1955 году Малый оперный сумел вернуться к спектаклю, поставив одновечерний вариант оперы с многочисленными купюрами внутри картин и торжественным эпилогом-заставкой вместо финальной картины «Смоленская дорога» (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский, художник В. В. Дмитриев). Последующие премьеры в Московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (1957, музыкальный руководитель С. Самосуд, дирижер А. Шавердов, режиссеры Л. Баратов и П. Златогоров) и в Большом театре (1959, дирижер Ш. Мелик-Пашаев, режиссер Б. Покровский, художник В. Рындин) явились существенным шагом вперед, представив все написанные композитором 13 картин оперы с незначительными сокращениями.
Мариинский (Кировский) театр обращался к опере Прокофьева трижды. В 1977 году состоялась премьера спектакля, в котором исполнялись 12 картин (с купюрами) и хоровой эпиграф (дирижер Ю. Темирканов, руководитель постановки Б. Покровский). В главных ролях тогда пели: Андрей Болонский – Сергей Лейферкус, Наташа Ростова – Галина Ковалева, Элен Безухова – Ирина Богачева, Пьер Безухов – Александр Розуменко.
Однако, крупнейшей вехой в сценической судьбе оперы бесспорно явился спектакль 1991 года, совместный с театром Ковент-Гарден, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, режиссер-постановщик Грэм Вик: тогда впервые был представлен полный текст прокофьевской партитуры без каких бы то ни было купюр. В главных ролях были заняты: Андрей Болконский – Александр Гергалов, Наташа Ростова – Елена Прокина, Элен Безухова – Ольга Бородина, Пьер Безухов – Гегам Григорян.
В 2000 году спектакль-копродукцию с Метрополитен-оперой поставили режиссер Андрей Кончаловский и художник Георгий Цыпин. Здесь партию Наташи Ростовой спели Анна Нетребко и Ирина Матаева.
Нынешнюю премьеру, которая задумана специально под возможности новой сцены, вновь готовит Грэм Вик, для которого это уже четвертая работа с Мариинским театром. По мнению режиссера «опера Прокофьева – абсолютно самостоятельное произведение. Когда вы приходите ее слушать, то не обязаны приносить с собой глубинное знание тысячестраничного романа. В этом и состоит задача театра: создать произведение здесь и сейчас, перед зрителем. Ведь слушая оперу в театре, мы воспринимаем ее не так, как роман в тысячу страниц. Мы воспринимаем ее как оперу. Тем более что свою, совершенно уникальную, трактовку романа, написанного в XIX веке, Прокофьев создал уже в ХХ веке».
Над премьерой работают: режиссер – Грэм Вик; художник-постановщик – Пол Браун; художник по свету – Джузеппе ди Иорио; хореограф – Максим Петров; главный хормейстер – Андрей Петренко; ответственный концертмейстер – Ирина Соболева. Партии репетируют: Аида Гарифуллина, Екатерина Гончарова (Наташа Ростова); Андрей Бондаренко, Владимир Мороз, Виктор Коротич (Андрей); Евгений Акимов, Сергей Скороходов (Пьер Безухов); Мария Максакова, Елизавета Захарова (Элен Безухова).
Пресс-релиз Мариинского театра