18 сентября Мариинский театр открыл 230-й сезон легендарной постановкой 1960 года оперы «Хованщина» (режиссер — Леонид Баратов, художник — Федор Федоровский), возобновленной в 2000 году. Поскольку спектакль будет показан 23 сентября на телеканале «Культура», а затем выпущен на DVD, нет смысла подробно описывать этот шедевр советского театрального искусства. Отметим лишь несколько моментов и сразу перейдем к анализу музыкальной составляющей спектакля.
В отличие от подавляющего большинства прочтений оперной классики современными режиссерами, стремящимися противопоставить себя авторскому замыслу, данная постановка целиком и полностью этот замысел реализует. Гениальный Мусоргский, перу которого принадлежит не только музыка, но и либретто, без сомнения, был бы доволен изумительными декорациями и костюмами, погружающими зрителя в эпоху стрелецкого восстания и церковного раскола конца семнадцатого века, отточенностью каждой мизансцены, соответствию происходящего на сцене партитуре.
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев сделал основную ставку на опытных солистов театра, и, в целом, это было оправданно — музыкальный уровень спектакля был на высоте.
Настоящим украшением вечера стала певица, завоевавшая своим искусством весь мир, — Ольга Бородина в партии Марфы. Тембр её роскошного голоса уникален, но не менее уникально и техническое мастерство певицы. Её голос — совершенный инструмент, идеально выровненный на всём диапазоне, с совершенно незаметными регистровыми переходами, — обладает феноменальной полётностью: даже тончайшее пианиссимо «пробивает» зал. Пленяет насыщенность тембра обертонами: в нижнем регистре и на крайних верхних нотах голос звучит мощно как полноводная река, не становясь резким даже на фортиссимо. Центральная во втором действии сцена гадания Марфы и лирическая песня «Исходила младешенька» из третьего — лучшие моменты спектакля. Ольга Бородина — поистине бриллиант русской вокальной школы!
Но, как сказал классик устами одного из своих персонажей, дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
И этой достойной оправой стали выступления баса Сергея Алексашкина в роли князя Ивана Хованского и тенора Владимира Галузина в роли его непокорного сына — Андрея. Актерское мастерство и незаурядные голоса, помноженные на яркий, а порой и вулканический темперамент отличают обоих певцов. При том, что у каждого из этих музыкантов яркая индивидуальность, их объединяют поистине шаляпинские вживание в образ и убедительность в его воплощении. Отец и сын в их исполнении — достойные друг друга соперники.
Актерское мастерство Николая Путилина (боярин Шакловитый), заменившего Евгения Никитина, также не вызывало сомнений, но там, где нужно было проявить и вокальное, наблюдались определенные проблемы. Особенно они стали заметными в знаменитой арии из третьего действия «Спит стрелецкое гнездо», где явно недоставало кантиленности звучания.
Несмотря на то, что Василия Голицына мучают страх перед будущим, тревога, он всё же не перестает от этого быть князем. В исполнении Евгения Акимова, дебютировавшего в этой партии, Голицын суетлив, излишне нервозен. Особенно это бросилось в глаза в сцене перебранки между двумя князьями — Голицыным и Хованским, которому в исполнении Алексашкина стати было не занимать. Да и с вокальной точки зрения Акимову еще есть, над чем работать.
Пожалуй, наименее удачным стало выступление Владимира Ванеева в роли Досифея, в которой блистал ещё Федор Шаляпин. Певец скорее иллюстрировал роль, чем жил в ней. В зрительный зал голос и энергетический посыл шли плохо — артист пел как-будто за занавесом.
Наталия Тимченко (Эмма) и Лариса Гоголевская (Сусанна) на подъёме провели свои небольшие партии, но резковатые тембры их голосов диссонировали с бархатным тембром Бородиной. Не к чему было придраться в выступлении Александра Гергалова в роли Пастора. Подьячий в исполнении Андрея Зорина, обладающего характерным тенором, — также стопроцентное попадание в роль.
Опера, несмотря на внушительные объёмы — почти пять часов с антрактами, — слушалась на одном дыхании, и в этом заслуга дирижера. В умении собрать воедино даже самую крупную музыкальную форму маэстро Гергиеву не откажешь. Иногда оркестр под его руководством можно упрекнуть в пренебрежении к мелким деталям, но не в этот раз. И если вначале спектакля придирчивому уху не хватало нюансов пианиссимо, ярких динамических контрастов, то к середине оперы всё стало на свои места. Давно не приходилось слушать такой слаженной и чистой игры духовых инструментов! Также нельзя не восхититься качеством звучания многочисленных хоровых сцен.
Сезон 2012-2013 в Мариинском театре пройдёт под знаком важных дат: 200-летия Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, которые будут праздноваться в 2013 году, 80-летия Родиона Щедрина, отмечаемого в декабре 2012 года. В конце весны 2013 года ожидается открытие Новой сцены. Старт нового сезона задал очень высокую планку. Так держать, Мариинка!
Фотографии с сайта Мариинского театра