На фестивале «Белая сирень» в Казани
Всего за несколько лет в отечественном культурном пространстве сложился новый бренд — Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Начиная с 2010 года, когда коллектив возглавил петербургский дирижёр Александр Сладковский, казанский оркестр постепенно становится визитной карточкой Татарстана, наряду с известнейшими Шаляпинским оперным и Нуриевским балетным фестивалями.
Благодаря большой творческой и организационной работе художественного руководителя, о которой он подробно рассказывал в интервью нашему порталу, и финансовой поддержке республиканских властей
оркестр за последние четыре года совершил рывок как в творческом, так и в материально-техническом плане.
Сегодня c ним выступают исполнители мирового уровня, оркестр регулярно гастролирует по России и уже приступил к завоеванию международной репутации, выезжая с гастролями за рубеж (в этом сезоне это были Япония и Франция), записываясь на Sony Music; зарплаты артистов увеличены в разы, оркестр полностью обновил инструментарий.
А на предпоследнем концерте IV Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» состоялась презентация и нового рояля фирмы Steinway & Sons, выбранного в Гамбурге пианистом Денисом Мацуевым. Именно это значимое событие и послужило поводом для приезда в Казань автора этих строк.
5 июня в Большом концертном зале имени Сайдашева — главной концертной площадке Татарстана — яблоку негде было упасть: ни одного свободного места, люди стояли в проходах, сидели на ступеньках, причём публика интеллигентная, со вкусом одетая. Как выяснилось, аншлаги сопровождают и рядовые концерты оркестра, у которого образовалась армия восторженных почитателей.
Денису Мацуеву предстояло «распечатать» многомиллионную покупку и доказать, что деньги были потрачены не зря.
И Первый концерт Рахманинова подошёл для этого как нельзя лучше.
Музыканты с первых же нот целиком и полностью завладели вниманием зала и не отпускали его ни на мгновение, подав редко исполняемый шедевр Рахманинова сочно, искромётно и на одном дыхании. Рояль под пальцами виртуоза звучал полнокровно на пианиссимо и мягко на форте, каждая деталь насыщенной фактуры отлично прослушивалась, в общем, техническая «выделка» была на высочайшем уровне. Пианисту особенно удалась медленная лирическая часть концерта, сыгранная настолько тонко и проникновенно, что зал погрузился в оцепенение.
Идеальным аккомпаниатором предстал и татарстанский оркестр — максимально собранный, точный, идущий за солистом и отвечающий на все его порывы. Отрадно, что этот концерт снимал французский телеканал Mezzo, и с этой неординарной интерпретацией смогут познакомиться десятки тысяч любителей классической музыки в России и Европе.
Нельзя не отметить тот факт, что исполнительские манеры Мацуева и Сладковского имеют ряд общих черт:
броский артистизм, с некоторой долей аффектации, вулканический темперамент, сдерживаемый ритмической волей. Наверное не случайно Мацуев в последнее время активно продвигает оркестр Сладковского на всероссийскую и международную арену, чувствуя в дирижёре своего единомышленника и родственную душу…
За два последних концерта «Белой сирени» 5 и 6 июня в исполнении казанцев удалось послушать много русской музыки: симфонию «Манфред» и «Франческу да Римини» Чайковского, «Поэму экстаза» Скрябина, «Остров мёртвых» и «Три русские песни для хора и оркестра», op. 41 Рахманинова (с московскими «Мастерами хорового пения» п/у Льва Конторовича), Третью симфонию Прокофьева.
Характеризуя в целом исполнительский уровень Государственного симфонического оркестра РТ,
в первую очередь хочется отметить дисциплинированность коллектива, его увлечённость процессом музицирования, заряженность на результат.
За каждым сочинением ощущается большая репетиционная работа, поэтому на концертах нет места «болячкам», свойственным многим провинциальным оркестрам — интонационным неточностям, асинхронным вступлениям, шероховатостям в унисонах, киксам духовых и т.п. Оркестр понимает своего руководителя с полужеста, с полувзгляда, это единый музыкальный организм. Особенно ярко его достоинства проявляются в быстрой, мощной музыке.
В то же время, хочется пожелать большей выверенности баланса между различными группами оркестра, пока не так роскошно, как хотелось бы, звучат кантиленные эпизоды, не всегда безупречно выстраиваются крупные формы.
Безусловно, казанцам ещё предстоит потрудиться над созданием своего, «фирменного» звука, чем славятся выдающиеся европейские оркестры.
Впереди у музыкантов кропотливая работа над теми компонентами, из которых и состоит «высший пилотаж» симфонического исполнительства, наличие которых и может превратить отличный оркестр в великий.
Надеемся, что с таким харизматичным и целеустремлённым лидером, как маэстро Сладковский, эта сверхзадача окажется по плечу молодому перспективному коллективу.