В среду второго апреля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось назначение российского пианиста и деятеля культуры Дениса Мацуева Послом Доброй Воли. Диплом был торжественно вручён ему генеральным директором международной организации Ириной Боковой.
Это почётное звание присуждается знаменитостям, ведущим общественную деятельность в области, являющейся смыслом существования ЮНЕСКО: развитии образования, культуры и науки. Денис Мацуев — не только как знаменитый пианист и руководитель семи фестивалей классической музыки, но, прежде всего, президент фонда «Новые имена».
В своей речи пианист отметил: «Я считаю, что музыканты, которые выходят на сцену и играют Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева должны быть добрыми людьми, в первую очередь. И счастливыми людьми. Потому что они владеют самым мудрым и самым гениальным языком — языком музыки. Он не требует перевода».
Это звание поставило Мацуева в один ряд с такими знаменитыми музыкантами, тоже выполнявшими эту миссию, как Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Пласидо Доминго и Монсеррат Кабалье.
В концерте, последовавшем за торжественной частью, выступили три российских вундеркинда, стипендиаты «Новых имен»: пианист Александр Малофеев, скрипачка Елизавета Сесёлкина и баянист Ростислав Мудрицкий, показавшие, что жива и сильна ещё российская система музыкального образования, и эффективен Фонд.
Двенадцатилетний Александр Малофеев учится не в спецшколе, а в обычной семилетке им. Николая Осипова в классе фортепиано Елены Берёзкиной. Честно говоря, я была совершенно потрясена тем, как он исполнил сначала Токатту Прокофьева, а затем этюд Рахманинова № 6 ор. 39, именуемый среди пианистов «Красной шапочкой и серым волком» или попросту «Шапочкой». Считается, что пианист, играющий «Шапочку», заведомо виртуоз, а здесь ребёнку всего двенадцать лет, но мощь, выносливость, скорость и бурный темперамент у него уже сильно опережают возраст. Да и открывать концерт в гигантском зале при беспрерывном мелькании вспышек фотоаппаратов — дело нервное. Но у Саши большой концертный опыт: он лауреат какого-то немыслимого количества детских фортепианных конкурсов. Думаю, что с такой прытью и постоянным примером Мацуева перед глазами, у него большое будущее.
Вторым номером он показал себя в роли ансамблиста, исполнив партию фортепиано с одинадцатилетней скрипачкой Елизаветой Сесёлкиной. Маленькая девочка в платье принцессы, исполнившая Интродукцию и Тарантеллу Сарасате, ещё пока не может наполнить мощным звуком огромный концертный зал, но её виртуозность и музыкальность тоже опережают возраст. После получения стипендии фонда «Новые имена» она переехала из Новотроицка в Москву, поступила в музыкальную спецшколу имени Гнесиных в класс преподавателя Т. С. Беркуль и тут же стала играть на детских музыкальных конкурсах, взяв Гран-при на втором Московском международном конкурсе «Музыкальный алмаз». Безусловно, она очень целеустремлённая и перспективная скрипачка.
Третий вундеркинд, девятилетний Ростислав Мудрицкий, поразил необыкновенной одухотворённостью, фразировкой, артистизмом и технической оснащённостью, исполнив три части Маленькой сюиты Е. Дербенко и экспромт Э. МакДауэлла. Для Франции, в которой дети просиживают в общеобразовательной школе до половины пятого вечера, такой исполнительский уровень совершенно немыслим, и наши ученики производят такое же впечатление, как китайский цирк.
После детей Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского исполнил красивейшее сочинение, которое только и можно было подобрать к такому случаю — увертюру П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что акустика бетонного зала совершенно не приспособлена для симфонического оркестра, он звучал наилучшим возможным образом. Страстно, романтично, захватывающе, с широкими рубато и взлётами на кульминации. Александр Сладковский буквально за три года превратил оркестр в очень достойный и конкурентоспособный коллектив.
Денис Мацуев исполнил свой коронный Второй концерт Рахманинова. Пожалуй, наполнить такой зал мощным звучанием только ему и под силу — акустики там нет. Это зал заседаний, а не концертный зал, но Мацуев справляется с любой акустикой.
После бисов Мацуева — непременной «Пещеры горного короля» Грига, неизменно взвинчивающей публику до визга, и джазовой импровизации, — под занавес, в качестве биса, оркестр исполнил то сочинение, которое Сладковский выбрал в качестве визитной карточки оркестра: «Стан Тамерлана» российского композитора Александра Владимировича Чайковского. Сочинение очень подходит для того, чтобы окончательно уложить на лопатки и так изнемогшую от воплей и аплодисментов публику: композитор щедро задействовал все имеющиеся в наличии ударные инструменты и заставил оркестрантов в коде громко вопить хором. Успех гарантирован.
Всё-таки нужно учитывать, что концерт проводился не для меломанов, а для людей далёких от музыки, которым нужно было устроить настоящий праздник.
Русские музыканты доказали в очередной раз то, что их исполнительский уровень продолжает оставаться недостижимым для остальных, и что подрастает достойная смена.
После концерта последовал щедрый банкет, организованный представительством Татарстана, на который приехал в сопровождении свиты бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Автор фото — Наталья Медведева