Шубертиада, или 180 лет спустя

«Домашняя война» и другие опусы от Геннадия Рождественского

Среди филармонических абонементов концерты Геннадия Рождественского всегда занимают особое место. Необычность программ, оригинальность интерпретаций, особая атмосфера в зале — вот, чем всегда привлекает Рождественский. Кажется, что для него концерт — это еще одна форма бытия, причем, возможно, самая важная. Комментируя программы, он остроумен, обаятелен: разыгрывается небольшой, но невероятно яркий спектакль, и еще до того как прозвучали первые звуки, публика бывает покорена темпераментом и интеллектом Рождественского. Так было и в этот раз, на цикле концертов, посвященных 180-летию со дня смерти Франца Шуберта.

Во вступительном слове к первому вечеру маэстро объяснил, что сделал акцент на духовном и оперном наследии Шуберта, так как оно наименее известно в России. Остальные опусы, вошедшие в абонемент, — оркестровые увертюры, предварявшие мессы в первых двух программах, музыкальные посвящения Шуберту — от Листа, Брамса до авангардистов XX века, Шёнберга, Берио в заключительном концерте — создали емкий контекст.

Всегда приятно аудиосказки слушать онлайн бесплатно и без регистрации. На интернет-портале «Сказочная библиотека Хобобо» вы сможете осуществить свою детскую мечту, услышав лучшие произведения любимого жанра!

Мессы Шуберта оказались изумительной по красоте музыкой, открывающей совсем иного Шуберта. Особых слов заслуживает «Немецкая месса»: вместо канонического латинского текста Шуберт взял поэтические строфы из сборника «Духовных песен для святого причастия», и красочные образы («Славен господь в небесах! Сияет армада сверкающих звезд...») вдохновили композитора на создание чистых и возвышенных мелодий. Восемь частей мессы выдержаны в песенном ключе и, по сути, мало контрастируют друг с другом. С точки зрения литургической практики, когда песнопения звучали не подряд, а рассредоточено во время богослужения, это не является недостатком, но в концертном исполнении единообразие музыки может и наскучить. Этого не произошло благодаря прекрасному исполнению хора и духовой группы Госкапеллы России (руководитель Валерий Полянский), к которым присоединились контрабас, литавры и орган. Ангельское звучание голосов — выстроенное, мягкое — было поддержано аккуратным ансамблем духовых, тембрально хорошо сочетавшихся с голосами.

В меньшей степени соответствовали шубертовскому стилю солисты, участвовавшие в мессах № 1, 3 и 4. Судя по всему, для наших вокалистов разницы между стилем раннего и позднего романтизма нет никакой, и шубертовская духовная lied звучала почти с веристской экспансивностью.

Центром «шубертиад» стало концертное исполнение оперы «Заговорщики, или Домашняя война». В ней жены решают «наказать» холодностью и равнодушием своих мужей, долго пропадающих на войне. Однако мужья, узнав о заговоре, организуют ответную интригу. В опере много симпатичных дуэтов, где влюбленные пары выясняют отношения, и в конце концов все завершается хеппи-эндом. Хотя оперное наследие Шуберта оценивается весьма критично, данный опус имеет репутацию лучшего и совершенного творения Шуберта в жанре комической оперы. Рождественский предложил свою версию прочтения сюжета, порядком «взбаламутив» артистов и публику. Произносил небольшие, «объясняющего» характера реплики между номерами, придумал различные «репризы» для солистов и, наконец, блестяще поставил поклоны, аранжировав в эстрадном стиле музыку финального хора.

Все это по-хорошему напомнило лучшие традиции Камерного музыкального театра Бориса Покровского, с которым много работал Рождественский. Что касается собственно исполнения, то в целом оно получилось более цельным, чем мессы. Были приведены к «единому знаменателю» манера игры оркестра, пение хора и солистов, которые, позабыв о патетической вибрации, запели легко, собранно, заботясь не только о чистой интонации, но и об артикуляции текста. Госкапелла выставила на главные партии постоянных своих солистов. Можно отметить яркие работы Олега Долгова (Астольф) и Ольги Ермаковой (Елена), Александра Киселева (Граф) и Анны Пеговой (Графиня). Хотя у Пеговой, судя по ее выступлениям в этом сезоне, пока есть очевидные технологические проблемы, в частности — неровность диапазона: ее голос «проваливается» в нижней тесситуре и на фоне оркестра — сколь бы деликатно ни аккомпанировал Рождественский, — просто плохо слышен. Из приглашенных солистов запомнились сопрано Ирина Машкова (Изела) и солист ГАБТа, тенор Александр Захаров (Удолин). По сюжету они изображали пару влюбленных слуг, и баланс между комическим и лирическим амплуа получился удачным. Кстати, Госкапелла подготовила русский эквиритмичный перевод, и можно было уследить со всеми подробностями за перипетиями «Домашней войны». Открытие забытого шедевра состоялось, и теперь дело за театрами, которым давно пора энергичнее приняться за «оживление» репертуара подобными очаровательными вещицами.

Евгения Кривицкая

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама