ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад».
Цикл задуман как «парад» национальных фортепианных школ:
в нём участвуют три французских пианиста, два пианиста русской школы, а также по одному представителю Испании, Италии, Хорватии и США.
Предлагаемый цикл концертов поможет ответить на вопрос, насколько сохраняются сегодня границы национальных исполнительских фортепианных школ, и так ли они обособлены друг от друга, как это было в прошлом и позапрошлом веках и как об этом принято говорить сегодня. Говоря о каждой упомянутой национальной школе и её особенностях, попробуем определить, как «школа и традиция» преломляются в творческом почерке конкретного музыканта.
Русская фортепианная школа представлена в рамках «Рояль-парада» именами Андрея Гугнина и Лукаса Генюшаса,
волею случая обучавшихся в Московской консерватории в классе одного и того же наставника — Веры Горностаевой.
Лукас Генюшас (р.1990), без сомнения, принадлежит к любимцам московской публики: его дебют в Большом зале Московской консерватории, состоявшийся в прошлом сезоне, сопровождался аншлагом, а прозвучали в тот раз все 24 прелюдии Рахманинова. Смелый шаг!
В этот раз в программе клавирабенда 3-я соната Бетховена, Четыре пьесы Шумана и 8-я соната Прокофьева. Программа сложна не только и не столько пианистически, но масштабом и философичностью преподносимых произведений, особенно 8-й сонаты Прокофьева — этого сложнейшего по размаху, глубине и форме произведения мировой фортепианной литературы.
На концертах Андрея Гугнина (р.1987) мне приходилось бывать неоднократно, в частности, в прошлом сезоне я посетил его исполнение 6-й («Пасторальной») симфонии Бетховена в переложении Листа, а также сравнительно недавний клавирабенд, включавший произведения Шостаковича, среди которых прозвучала редкоисполняемая 1-я соната композитора.
Во время игры Гугнину не приходится испытывать никаких затруднений — пианистический аппарат его великолепен.
В предлагаемом клавирабенде пианист исполнит произведения Прокофьева: «Мимолётности», 7-ю сонату и 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» в авторском переложении для фортепиано. Хочу отметить, что эта программа требует от пианиста большого звукового разнообразия, острых динамических и тембровых контрастов, и особенно это касается музыки балета, в оригинале созданной для оркестра.
Французская школа представлена на «Рояль-параде» Жаном-Франсуа Эссером (р.1950), а также фортепианным дуэтом, который больше 20 лет назад образовали Марк Соль-Лери и Фредерик Шовель.
Жан-Франсуа Эссер давно является признанным мастером фортепианной игры, выпестовавшим свой стиль в рамках традиций французской фортепианной школы.
Любопытно, что в программе своего клавирабенда Эссер частично вторгается на «испанскую территорию», представленную в рамках «Рояль-парада» другим маститым пианистом — испанцем Антонио Сориа. Эссер сыграет 15-ю («Пасторальную») сонату Бетховена, цикл «Ночной Гаспар» Равеля, а также пьесы Гранадоса, Момпу и Альбениса.
К слову сказать, «Пасторальная» соната Бетховена всегда была нежно любима представителями французской школы, потому что авторская стилистика допускает исполнительское изложение музыкального материала с использованием импрессионистского звукового шарма. Присутствие пьес Дебюсси или Равеля в программе любого французского пианиста столь же естественно, как и присутствие русских авторов в программах пианистов отечественной школы:
каждый преподносит то, в чём он силён и чего от него больше всего ждёт публика.
С другой стороны, как композиторские школы уже в конце XIX века не могли оставаться обособленными, так и фортепианные школы, особенно в эпоху грамзаписи, не могут быть изолированы друг от друга. Поэтому в программах французских исполнителей сочинения композиторов других стран стилистически оказываются словно бы «под знаком импрессионизма», что, наверное, неизбежно и является отличительным признаком французской школы, помимо всего прочего подразумевающей мягкость туше, изысканную педаль и общую воздушность колорита.
Примерно то же самое можно сказать о стиле и программе выступления французского фортепианного дуэта. Марк Соль-Лери и Фредерик Шовель представят переложение для двух фортепиано Фантазии фа минор Моцарта, пьесы «Из чешского леса» Дворжака, «Блестящие вариации на тему Вебера» Мендельсона–Мошелеса, эффектную Рапсодию в стиле блюз Дж. Гершвина в переложении для фортепианного дуэта Х. Левина, а также, конечно, дело не обойдётся без французской музыки — прозвучит Соната для фортепиано в 4 руки Пуленка.
Пианисты выступают вместе уже почти четверть века, давно завоевали международное признание,
и, судя по всему, посетители их концерта получат массу свежих положительных эмоций, тем более что программа нетривиальная.
Хорватский пианист Ловро Погорелич (р.1970) представит строгую академическую программу: две сонаты и «Вариации на тему Паганини» Брамса.
Чтобы составить клавирабенд исключительно из произведений Брамса, нужно обладать изрядной смелостью и абсолютной уверенностью в правильности такого выбора.
Любой монографический концерт всегда представляет особую проблему по причине характерности и неизбежной однотипности композиторской стилистики, тем более, концерт из капитальных произведений Брамса.
«Вариации на тему Паганини» сложны не только массивностью и, зачастую, грузностью авторских пианистических решений, но и контрастностью настроений отдельных номеров, переходами от одного вида техники к другому:
обе тетради весьма сложны в концертной подаче, а преподнесённые подряд они становятся вдвое сложнее.
Нашей публике предстоит узнать, как справится с этой творческой задачей именитый хорватский пианист.
Марко Чьямпи (р.1981), представляет итальянскую фортепианную школу: солнце, море, сладкий воздух, мягкий климат, разнообразие ландшафтов и климатических зон родной страны словно бы наложили отпечаток на программу итальянца.
Чьямпи сыграет довольно пёструю в стилистическом отношении программу:
сонату Моцарта, Интермеццо Брамса, «Тарантеллу» из цикла «Годы странствий» Листа, «Вариации на тему фольи» собственного сочинения, а также два грандиозных творения романтической эпохи — Фантазию Шумана и знаменитейшую Чакону Баха–Бузони. Программа концерта содержит произведения на любой вкус, хотя вполне очевиден её романтический уклон.
Испанец Антонио Сориа (р.1967) выступит с программой, окрашенной в яркие национальные цвета.
Программа поражает обилием премьер и, что вполне очевидно, намеренно составлена исполнителем с целью демонстрации разнообразия композиторских имён и стилей его родной страны. Московская публика услышит Сонату «Для австрийской принцессы» Антонио Солера, «Романс без слов» Марсиаля дель Адалид-и-Гурреа, авторское фортепианное переложение дивной «Севильской симфонии» Хоакина Турины, «Токкату» Мануэля Кастильо, «Шабаш ведьм» Артуро Мойя, а также «Три дивертисмента» Ксавье Монтасальважа и 4 пьесы из цикла «Романтические сцены» Энрике Гранадоса.
Столь экзотическая программа сама по себе способна заинтриговать любителей фортепианной музыки и доставить массу удовольствия в процессе открытия доселе неведомых музыкальных миров.
Наконец, американец Эндрю Тайсон (р.1986) представит монографическую программу, целиком состоящую из произведений Шопена.
Шопен — это, безусловно, творческий «конёк» пианиста, та область, где он не знает художественных поражений, а шопеновский клавирабенд его будет одной из кульминаций нынешнего «Рояль-парада». Элегантная виртуозность, изумительная пластичность (вот у кого «руки разговаривают»!), законченность музыкальных фраз, прочувствованность интонаций, рубато с безупречным вкусом —
именно о таких музыкантах говорят, что они «играют как дышат», столь же естественно и непринуждённо.
Пожалуй, пианизм Тайсона при всей импозантности аппарата нельзя назвать монументальным: как мне представляется, наиболее естественным образом его возможности могут быть приложены именно к романтике.
Для своего выступления в Москве пианист выбрал три мазурки, три вальса, Баркаролу, «Героический» Полонез, Экспромт и 3-ю сонату Шопена. Надеюсь, что та публика, которая ещё не успела открыть для себя Тайсона, воспользуется уникальными возможностями «Рояль-парада» для приобщения к творчеству замечательного американского пианиста.
В целом, если ещё раз мысленным взором окинуть исполнительский состав и программы «Рояль-парада»,
можно убедиться, что сегодняшнее мировое фортепианное исполнительство не померкло в сравнении с «Золотой эпохой» середины XX века,
как это казалось в 90-х годах. Рождаются новые люди, в искусство приходят новые пианисты, которые продолжают радовать публику художественным и техническим совершенством, демонстрируя при этом разнообразие национальных и транснациональных исполнительских школ.
На фото: Концертный зал «Вернадский»