К счастью, второе детское представление, «Зимняя классика», увиденное на Рождественских каникулах, искупило впечатление от первого похода в оперу на «Царицу ночи».
Симфонический оркестр Фландрии по руководством Мишеля Тилкена, артисты Стивен Бирсманс и Тина Маревут и певцы Аня Ван Энгеланд и Оливер Бертен представили очаровательный концерт с музыкой Россини из «Севильского цирюльника».
Органичный, живой спектакль, решенный в стиле наилучших традиций детского утренника,
с общением с публикой, приглашением детей на сцену, с переодеваниями, розыгрышами и умеренным дурачеством стал настоящим отдыхом и праздником на зимних каникулах.
По незамысловатому сюжету Фигаро и Розина — не те, за кого себя выдают: Фигаро притворяется графом Линдором, Розина, чтобы выяснить, кто же это на самом деле и проверить его истинные чувства, выдаёт себя за собственную служанку, и вся эта неразбериха к концу спектакля успешно распутывается ко всеобщему удовольствию.
Рассказ ведется быстро, весело и непринужденно,
время от времени на подмогу драматическим артистам приходят певцы, а розданные всем при входе в зал программки с напечатанным текстом помогают всему залу (особенно усердствуют дети) азартно подпевать арии Берты, ставшей лейтмотивом представления. За час ребятня прослушивает увертюру и «Temporale», арии Розины и Берты, каватину Фигаро и дуэт Розины и Фигаро — и не устаёт нисколько.
Стивен и Тина успевают в доступной форме сообщить некоторые сведения об опере вообще и о Россини в частности, дают возможность оценить искромётную музыку популярнейшего опуса итальянского композитора, вовлекают в действие дирижёра и оркестр и создают настоящую россиниевскую атмосферу.
Спектакль завершается несколько неожиданно.
На закуску оркестр играет «Tournedos Final», современное произведение бельгийского композитора Йориса Бланкарта, название которого, если постараться, можно перевести как «Финальная вырезка», где слово «вырезка» подразумевает не кусок газетной странички, но солидный говяжий антрекот, сочное филе. Подзаголовком опуса служат слова: «Рецепт для двух голосов и оркестра».
В довольно мозаично скроенном попурри по мотивам «Севильского цирюльника»
сопрано и баритон поют наперебой, закатывая глаза, названия излюбленных блюд Россини,
бывшего, по слухам, изрядным поваром и гурманом. Этот разношёрстный и какой-то непричёсанный «десерт» звучит — на мой взгляд — совершенно чужеродно, как довольно необязательный бонус к уже состоявшемуся и вполне завершенному концерту.
Часть же публики, с которой мне удалось поговорить, нашла это добавочное блюдо вполне уместным, что еще раз доказывает: что в меню, что в музыке, всё является делом вкуса — во всех смыслах.