О концерте Филиппа Херревеге с РНМСО
24 и 25 сентября 2021 в Московской филармонии (в залах Филармонии-2 и КЗЧ) вместе с Российским национальным молодежным симфоническим выступил знаменитый фламандский дирижер, классик аутентизма, Филипп Херревеге. Концерты-двойники – в разных залах, но с одинаковой программой – в этом сезоне, похоже, станут нормой; сказываются «ковидные» ограничения (в Москве разрешены мероприятия максимум на 500 человек, меньше половины зала КЗЧ).
Филипп Херревеге должен был приехать в Москву еще в декабре 2020 и вместе со своим ансамблем Collegium Vocale Gent исполнить баховскую Мессу си минор. Концерт сорвался из-за пандемии, и в 2021-м дирижер приехал один – не со старинной, а с классически-романтической программой: Седьмая симфония Бетховена и Четвертая симфония Брамса. Интересы Херревеге никогда не ограничивались исключительно барокко, простираясь от франко-фламандской школы до Стравинского и Шёнберга. В его обширной дискографии – полные циклы симфоний Бетховена, Шуберта и Шумана, а также Брамс, Малер, Брукнер. В 1991 Херревеге основал Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения классиков и романтиков на исторических инструментах.
От дирижера с мощным барочным бэкграундом (Херревеге, Норрингтон, Арнонкур) можно ожидать, если не открытия новых глубин, то, по меньшей мере, свежего подхода к заигранной классике, филигранной выделки деталей и улавливания новых нюансов фактуры. Но многое зависит от исполнителей.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – проект Московской филармонии, поддержанный Фондом президентских грантов и Министерством культуры. Спецпроект развивается в рамках национального проекта «Культура», имея целью привлечь в залы молодую аудиторию (ровесников тех, кто на сцене) и притормозить отток кадров за рубеж. Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 – более сотни молодых (от 22 до 28 лет) инструменталистов из 42 регионов России. Музыкантам предоставлена репетиционная база в Филармонии-2, регулярно поводятся мастер-классы с российскими и зарубежными специалистами. За первые два сезона оркестр успел выступить на главных площадках обеих столиц, проехать с гастролями по регионам России, а в августе 2021 дебютировал на фестивале в Люцерне.
Задуманный как национальный «выставочный образец», РНМСО действительно выглядит эффектно, и в плане оснащенности инструментами, и чисто внешне – молодые лица, стильные костюмы, изысканные платья. Музыкальная же сторона концерта 25 сентября оставила неоднозначное впечатление.
Седьмая Бетховена должна была прозвучать без пафоса и патетики – компактно, прозрачно, по-барочному артикулированно. Убрать скрипичную пышность и вывести на первый план духовые, выстроить прихотливую слоистую структуру из ансамблей и диалогов инструментов внутри оркестра – все эти красоты замысла Херревеге можно было скорее декодировать, наблюдая за дирижером, чем услышать. Почти беззвучная солирующая флейта, грубоватые ритмы, нестройность – оркестр откликался на построения Херревеге как-то формально, будто не чувствуя творческой манеры знаменитого фламандца (несмотря на то, что премудрости исторического исполнительства коллектив изучал вместе с известным аутентистом Жаном-Кристофом Спинози).
Чуть более собранно, но с теми же системными огрехами, прозвучал Брамс. Вновь читая язык дирижерских жестов: планировалось графично, подсушенно, с тонкими светотеневыми контрастами и впечатляющим финалом, где маэстро замедлил темп и начал поднимать из глубины партитуры угрожающие пласты меди. 74-летний дирижер вложил в исполнение огромное количество энергии, постоянно поворачиваясь к разным группам в оркестре, буквально подпрыгивая, вытаскивая фактуру, всем телом вопия к музыкальности и точности – в ответ же приходила молодая буйная энергия, пока не отшлифованная должным уровнем мастерства.
РНМСО в этом сезоне предстоит играть много. Четыре персональных филармонических абонемента. Концерты с приезжающими в Россию топовыми дирижерами: в феврале 2022 Бизе и Бетховен с Марком Минковским, в том же месяце «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса с Пааво Ярви, в апреле – российская премьера Inferno Томаса Адеса под управлением автора. Среди солистов, которые выступят с оркестром: Максим Венгеров, Каролин Видман, Соня Йончева, Брин Терфель. Как и сказано в информации на сайте РНМСО – «беспрецедентные условия для развития». Лишь бы молодым музыкантам хватило дисциплины и музыкальной чуткости.
Что же касается Филиппа Херревеге, то мы его вновь увидим и услышим в январе 2022: если все сложится, Collegium Vocale Gent исполнит обещанную Мессу си минор Баха. Для которой сурдоперевод не понадобится. Будет только Музыка.
Фотографии предоставлены Московской филармонией