В Москве и в других городах России, как это происходит на протяжении уже 12-ти лет прошёл очередной Пасхальный фестиваль. Мы начинаем публиковать серию отчётов наших авторов о его мероприятиях.
Не только обычному человеку, но и большинству профессиональных концертирующих музыкантов, трудно представить, как Валерий Гергиев со своим неповторимым оркестром, недавно открывший вторую сцену Мариинского театра грандиозным концертом, так легко собрал силы, чтобы открыть 12-й по счету Пасхальный фестиваль.
И открыть, надо сказать, как всегда достойно и торжественно. Чтобы не говорили недоброжелатели, но
как только маэстро встает у пульта, начинается волшебство, которое захватывает и дает залу дышать полной грудью...
Все-таки, большое счастье, что я, лично, (не буду говорить от лица всех зрителей), имею такую возможность часто слушать этот уникальный оркестр с гениальным (не побоюсь этого слова) дирижером! Уверена, когда-нибудь, буду с благоговением говорить: «Я слушала это!»
С поздравлением по случаю открытия к залу обратились митрополит Волоколамский Иларион и министр культуры В. Мединский. Странно, что опять, как и в прошлом году, никого не было от правительства Москвы — как-то недолюбливает новая администрация это мероприятие...
Теперь о том, что прозвучало на открытии фестиваля.
Начался концерт музыкой знакового для всего 20-го века французского композитора Оливье Мессиана
— четыре симфонические медитации «Вознесение». Да, это непростая музыка, редко звучащая в России (также — одна из «фишек» Пасхального фестиваля — знакомство с неизвестной музыкой), требующая определенной подготовки. Ее восприятие заставляет включиться в действо и даже медитировать. Но кто сказал, что молитва — это не форма медитации? Да и тема вознесения вполне созвучна Пасхальной тематике.
Поэтому не возникает никаких сомнений в ее уместности и доступности, ибо музыка так захватывает, во многом благодаря талантливому исполнению , что все становится близким и понятным. В конце второго номера было ощущение, что на сцене бурлит настоящий океан музыки очень гармоничный и живой.
Далее прозвучал второй концерт Петра Ильича Чайковского для фортепиано с оркестром
— произведение, не очень часто звучащее на концертных площадках.
Денис Мацуев, выступавший в качестве солиста, уже не один год работает с Гергиевым. Оба музыканта прекрасно понимают музыку, которую исполняют, вибрируя, так сказать, на одной волне. Вот и на этот раз чувствовалось, что между оркестром и солистом полная гармония, а музыка Чайковского вернула нас к традиционному звучанию и восторгу.
Солист обрушил на публику такой музыкальный натиск, что зал не смог удержаться и зааплодировал уже после первой части концерта.
Надо отметить, что маэстро Гергиев, сам очутившись в энергетическом вихре, довольно снисходительно отнесся к такой реакции публики, и даже дал отзвучать аплодисментам, выдержав чуть большую, чем обычно, паузу, что бывает достаточно редко.
Потом началось блаженство второй части! Такая очаровательная музыка и такое трепетное исполнение, что хотелось каждой клеточкой вобрать это в себя. И если, после Мессиана, первая часть звучала несколько архаично, то вторая — по глубине и тембровой насыщенности струнных, даже превосходила знаменитого француза. Ну а финал — это, безусловное музыкальное торжество без пафоса, но исполненное легко, игриво и опять-таки очень талантливо!
Мацуев — пианист, которому по плечу разный музыкальный материал, но в русской музыке он звучит особенно экспрессивно.
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что темпы могли бы быть чуть посдержанней, да и игра — чуть поаккуратней, но, думаю, это можно списать на праздничный эмоциональный подъем и простить Денису — человеку бурного темперамента — эту его особенность.
Публика устроила ему продолжительные овации,
вынудив сыграть что-нибудь на бис. И он это сделал... Прозвучала «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Пианист просто превзошел себя — обычно тонкая, сентиментальная лирика — не его конёк. Но эту миниатюру Чайковского он сыграл настолько искренне и камерно, что казалось, он исполняет её для каждого из нас лично, одновременно молясь и благодаря гениального композитора за такую музыку.
Во втором отделении звучали «Картинки с выставки» Мусоргского.
Гергиев вообще любит этот цикл и часто исполняет фрагменты из него, регулярно он звучит на Пасхальном фестивале, особенно на open-air концертах на Поклонной горе. Да это и не случайно —
это ведь одно из самых русских во всех смыслах этого слова произведений
в музыкальной сокровищнице нашей страны.
Есть в нем какая-то магия, особенно привлекающая иностранцев. Не случайно, наверное, француз Равель сделал оркестровое переложение «Картинок», а известный рок-музыкант Кейт Эммерсон — открыл Мусоргского для тогдашней, да что там греха таить — и для современной молодежи, сделав переложение для рок-состава.
В этом году регламент фестиваля, в связи с поздней Пасхой, был несколько изменён. Закончился он не 9-го мая, как обычно, а 16-го, став при этом одним из самых коротких по продолжительности, но как обычно весьма интенсивным по содержанию.
Фотографии с сайта mospat.ru