2010-й год оказался богат на концертные исполнения опер в московских залах – прошла только его треть, а сколько всего разного уже довелось послушать! Это и шлягеры, такие как «Травиата», «Свадьба Фигаро», «Золотой петушок», «Трубадур», «Сказки Гофмана», это и раритеты – «Франческа да Римини», «Троянцы», «Дон Кихот», «Искатели жемчуга», «Ромео и Джульетта» и пр.
Особое внимание в этом сезоне – французской теме, поскольку текущий год объявлен годом Франции в нашей стране. Уже в этой связи прозвучали многие французские оперы, и вот очередь дошла до русской оперы на французский сюжет – в «Новой опере» дали в концертном исполнении «Орлеанскую деву» Чайковского.
Судьба этого произведения необычна, но в общем-то вполне объяснима и закономерна. С прохладой встречено оно было на мировой премьере в Мариинском театре в 1881 году, несмотря на выдающуюся Иоанну – Марию Каменскую. Удачными были обращения к ней в Опере Мамонтова (1899 г.), где в главной партии блистала Елена Цветкова, и Опере Зимина (1907 г.) с Валентиной Петровой-Званцевой в роли спасительницы-девы. В советское время «Орлеанка» ставилась в Кировском театре в Ленинграде (1945 г.) с великой Софьей Преображенской в образе Иоанны, а также в Пермском театре оперы и балета (единственном в мире и в России, где поставлены все оперы и балеты Чайковского). В 1990-м к ней обратился московский Большой театр (знаменитая постановка semi-stage Бориса Покровского).
И все же обращения к «Орлеанской деве» очень редки, постановочной практикой она не обласкана. Главных причин здесь две – несценичность, тяготение произведения к ораториальному началу (возможно, именно потому полуконцертный вариант Покровского оказался столь органичен), и заглавная партия, не пойми для какого голоса написанная – для сопрано слишком низко и драматически напряженно, для меццо – слишком высоко.
Если решить первую проблему возможно, и концертное исполнение здесь – весьма неплохой вариант, то вот найти настоящую Иоанну – задача архисложная, здесь поистине нужна певица экстракласса. Несмотря на объективные сложности «Новая опера» взялась за благородную миссию исполнения шедевра Чайковского, сделав его кульминацией проходившего в конце апреля в театре фестиваля, посвященного 170-летию композитора.
Дирижер Валерий Крицков предложил в целом увлекательную интерпретацию – «Орлеанка» прозвучала мощно, как настоящая историческая драма, полная жестоких коллизий и титанических страстей. Качество оркестровой игры в целом, за исключением небольших помарок, было более чем удовлетворительным. Традиционно впечатляющ хор, звучавший стройно, слаженно, слитно. Смутили многочисленные купюры в произведении, которые не облегчили несколько тяжеловесный язык оперы, но запутали и в ряде случаев обессмыслили некоторые сюжетные линии.
На титульную партию была приглашена солистка Большого театра Елена Зеленская, некогда начинавшая свою московскую творческую жизнь в театре Евгения Колобова. За прошедшие годы Зеленская сделала неплохую карьеру и в Большом, и на Западе, что всегда несколько удивляло: певица, конечно, мастеровитая, грамотная и стабильная, но сам голосовой материал совсем не первоклассный, не примадонский – неинтересный тембр, заглубленный звук, дефекты дикции. Тем не менее, Зеленской удалось утвердиться в Москве в достаточно высоком статусе. Но статус не способен спасти там, где налицо несоответствие поставленных задач и средств их реализации. Нет в голосе Зеленской того масштаба, красоты, яркости, которые необходимы для создания харизматичного образа Жанны д’Арк. Все было спето аккуратно, точно, но по-настоящему такое пение воодушевить не может.
Очень скромно показался Виталий Билый (Лионель) – певец, на которого возлагалось совсем недавно столько надежд. Его исполнение было прямолинейно и грубовато, в голосе не хватало мягкости и напевности, а мецца-воче на верхних нотах откровенно не получились ни разу.
В то же время второстепенные партии быи спеты очень достойно. Порадовала Эльвира Хохлова (Агнесса Сорель) мягким, ясным звуком, свое небольшое ариозо она исполнила с огромным чувством. Ярок был и Хачатур Бадалян (Карл Седьмой), продемонстрировавший культурный звук, красивый голос, и благородную исполнительсукую манеру – жаль, что и без того не слишком выигрышная его партия еще и не досчиталась львиной порции музыки вследствие купюр. Зычный бас Сергея Артамонова был как нельзя кстати в партии властного архиепископа, а Андрей Бреус (Дюнуа) в этот раз был вполне убедителен в нелирической роли. Песню менестреля исполнил подающий большие надежды тенор Алексей Татаринцев – его в целом яркое, запоминающееся пение, увы, не лишено серьезного недостатка – певец частенько искажает форму гласных.
В целом работу «Новой оперы» можно признать интересной. Если бы театру удалось найти действительно подходящую исполнительницу на титульную партию (ну, хотя бы такую, какой была в свое время Нина Раутио в постановке Большого театра), «Орлеанскую деву» вполне можно было бы включить в репертуар уже в полноценной сценической интерпретации.