Ни для кого не секрет, что господа-либералы называют русскую историю «жестокой и страшной». Дескать, Иван сажал на кол, Пётр вздёргивал на дыбу и рубил головы — вместе с бородами, Екатерина-Фике убила мужа и воцарилась сама, Николай повесил декабристов, а другой Николай вовсе был прозван кровавым. И всё это, не говоря уже о Ленине, Сталине и Хрущёве с его феноменальной кузькиной матерью. Однако либерал — существо полуграмотное, читает мало, и чаще всего кивает на «Архипелаг ГУЛАГ», напетый ему каким-нибудь Шендеровичем*, и если автор всё того же «Архипелага…» выдумал дефиницию «образованщина», то здесь впору говорить о необразованщине.
Либерал, мнящий себя этаким профессором Преображенским, по факту — каноничный Полиграф Полиграфыч, занудно цитирующий очередного Швондера. О, если бы наш либерал изредка листал книги, он бы к своему прискорбию узнал, что история человечества — это хоррор, а дыба — явление международное; что гуманистический (с виду) Ренессанс — это разборки, войны, яды и кинжалы; что утончённый Бенвенуто Челлини побил и убил несколько человек — в промежутках между эстетическими откровеньями.
Но сегодня мы поговорим о другом деятеле эпохи Возрождения, современнике Челлини и тех государей, что действовали, как им Никколо Макиавелли прописал. Речь пойдёт о Генрихе VIII Тюдоре и его привычке жениться. Мы наблюдаем за последней из его жён -Екатериной Парр, благо на киноэкраны вышел исторический триллер «Игра королевы» (2024) с оскароносными лицедеями — Джудом Лоу и Алисией Викандер в главных ролях. Портретное сходство имеется! В аутентичном прокате эта киноработа Карима Айнуза именуется ‘Firebrand’, что означает и подстрекатель, и зачинщик.
Авторы сценария — Генриетта и Джессика Эшворты решили представить Парр, как самую первую женщину, опубликовавшую книгу, хотя, это не так — до неё, по крайней мере, была Кристина Пизанская, чьи произведения датируются периодом с 1389 по 1405 годы. Но такова уж англо-американская цивилизация, что они чают себя «родиной слонов», тогда как континентальную Европу ни во что не ставят.
Но чему стоит у них поучиться, так это взвешенному принятию всех своих героев и антигероев, а из Генриха VIII там состряпали нечто, вроде символа национальной самобытности (так, доводилось видеть плюшевые игрушки в виде «рыжего Генри», как любовно кличут его в Британии). Экзекуции, пытки, войны, смена веры, чтобы жениться на красотке Анне Болейн, разорение крестьянских хозяйств, то бишь политика «огораживания» — таковы итоги. И, вместе с тем, превосходная образованность, музыкальность, покровительство художникам и зодчим.
В принципе, Генрих VIII был не хуже и не лучше остальной царствующей братии эры чинквеченто — пурпурно-праздничного излёта Ренессанса, когда монархи соревновались в коварстве и умении замочить врага — в сортире, в покоях с балдахином или на поле боя — уже не так важно, ибо цель оправдывала средства.
Тюдоровскую линию кинематограф активно развивал и окучивал с самого начала, и на сегодняшний день можно насчитать более тридцати фильмов, сериалов, телепостановок о Генрихе VIII и его несчастных спутницах. Наиболее громким проектом оказался мега-сериал «Тюдоры» (2007 — 2010), который всех удивил фантазийными костюмами и столь же вольной трактовкой реальности. Допустим, Генриха сыграл поджарый, брюнетистый Джонатан Рис-Майерс, менее всего напоминающий крупного, рыжебородого короля, да и всё остальное больше смахивало на «Игру престолов», разве что без драконов.
В новом фильме, о коем и зашла речь, тоже полным-полно странных допущений, но хотя бы Генрих в исполнении растолстевшего Джуда Лоу похож на свои портреты. Перед нами — судьба последней из его жён, а потому будет нелишним освежить память. На этом всё строится — предшественницы поминаются бесперебойно. У английских и американских школьников есть шуточная формула для запоминания всех этих Катерин и Аннушек: оставлена — казнена — умерла — оставлена — казнена — выжила.
Вначале была испанская принцесса Катарина Арагонская, родившая Генриху «всего лишь» дочь Марию — будущую королеву, заслужившую прозвище Кровавая Мэри. Поскольку испанская донна не могла родить наследника, то государь стал глядеть на сторону и присмотрел для себя Анну Болейн, которая так долго и столь тонко мариновала влюблённого монарха, что, в конечном итоге, он…порвал с Римом, дабы на ней жениться.
Отныне сам король Англии становился главой церкви и мог разводиться по своему желанию, как заблагорассудится. Помимо этого Генрих репрессировал своего друга Томаса Мора, которого обезглавили не за его коммунистические грёзы, а за нежелание признавать брак Его Величества с Анной Болейн, а самого короля — верхушкой церковной иерархии.
Но и Анна родила дочь, но зато какую — великолепную королеву Бетси, владычицу морей. Но до этого было ещё далеко, а пока разочарованный Генрих решил, что ему и Анна в тягость. К тому же она влезала в политику, флиртовала с придворными хлыщами, вела себя вызывающе. Ей отрубили голову…за госизмену, а чтобы несильно мучилась, выписали из Франции палача, владеющего мечом — топор оказался слишком груб и пошл для изящной леди.
Следом шла Джейн Сеймур, ещё одна подданная Генриха. Эта тихая мышь наконец-то родила сына — будущего Эдуарда VI, воспетого Марком Твеном в романе «Принц и нищий». Этот болезненный мальчик правил весьма недолго и скончался, уступив место более крепким сёстрам. Да, королева Джейн умерла от родильной горячки, не успев насладиться триумфом.
Тогда рыжий Генри восхотел жениться на европейской принцессе, но присланная ему Анна Клевская так ему не понравилась, что он с ней… тут же развёлся. Немецкая принцесса осталась в Англии, жила прекрасно и вообще не собиралась в свой захолустный Клеве.
Далее началась эпопея с юной, соблазнительной Кэтрин Ховард, родственницей Анны Болейн. Эта милашка так закружила стареющего короля, что он сделался рабом её желаний. Но враги клана Ховардов не дремали и напели Генриху, что резвая нимфа ему постоянно изменяет, да и всегда была ветреной особой. Короче, ей тоже отрубили голову и, как водится, за госизмену.
И вот, наконец-то, номер шесть — умудрённая вдовица Екатерина Парр, спокойная, привлекательная, начитанная. «Молодая была уже немолода», — как сказали бы Ильф и Петров, но Парр сохранила к своим тридцати годам всё очарование летнего полдня. В те времена дамский век был короток и по словам шекспировского героя: «Ведь женщины — как розы: расцветут — и блёкнут через несколько минут».
Очередная супруга вела с Генрихом философские и богословские диспуты, будучи сторонницей кальвинистского протестантизма, что противоречило англиканскому мировоззрению короля. Вот этот мотив и раскручивается в фильме «Игра королевы». Парр показана, как этакая феминистка, да ещё и подруга известной проповедницы Энн Эскью. В действительности никакой дружбы не существовало — королева была знакома с учением Эскью, интересовалась им, но и только.
Фигура Энн Эскью, настоящей религиозной экстремистки XVI столетия, очень популярна в США — стране, где чуть не каждый может создать «свою» церковь и проповедовать слово Божие, как ему нравится. Потому-то она сделалась одной из ключевых героинь в голливудском фильме. Кроме того, Эскью здесь — тоже феминистка и борется за право женщин говорить о Библии. Как вы уже, наверное, догадались, ту леди тоже казнили, правда, путём аутодафе. С католичеством Генрих порвал, но методы инквизиции на всякий случай оставил.
Повествование в фильме ведётся от лица Бетси, будущей королевы Елизаветы I. Она дружила со своей мачехой, поверяя той все свои горести, а печалей у юной принцессы было много — девочка постоянно ждала ареста, опалы, гнева со стороны отца. Кстати, роль Елизаветы Тюдор сыграла начинающая актриса Джуния Рис, обладающая не то кранаховской, не то прерафаэлитской красотой. Какое счастье, что не изуродовали сей лилейный образ! А могли.
Последние годы невозможно сыскать ни одного костюмно-исторического фильма, где бы не играли негры и азиаты, причём изображают они королей, герцогинь, английских леди и французских виконтов, знаменитых генералов. Принцип толерантности гласит, что нельзя делать ставку лишь на белых актёров, и потому европеоидов спокойно представляют чернокожие актёры. В этом случае «Игра королевы» не исключение — в кадре мелькает фрейлина-негритянка. Одна! Всего одна! Не целый выводок.
Это уже хороший крен в другую сторону — очень уж нелогично смотрятся афроамериканцы и прочие афронемцы с афроитальянцами в кинолентах из придворной жизни. Быть может, авторов научил горький опыт с провалом британского мини-сериала «Анна Болейн» (2021), где главную роль поручили темнокожей актрисе Джоди Тернер-Смит — родом с Ямайки. Этому фильму проставили низшие баллы на одном из крупнейших мировых кино-агрегаторов — IMDb. Причём, оценки выдали именно западные телезрители. Значит, есть предел всякой глупости, и она не бездонна. Также в «Игре королевы» не явили ни одного гомосексуалиста или трансгендера. Обычно хоть одна парочка, пусть даже эпизодическая, но проскальзывает.
Как уже упоминалось, в киноистории масса выдумок. И финал — под стать. Выясняется, что Генрих помер не от последствий давней раны и не от ожирения, а «любящая» Екатерина Парр задушила своего благоверного. Зачем? Чтобы не стать очередной жертвой — король вознамерился казнить и шестую жену — чересчур была ретива.
Особо хочется отметить грамотно пошитые костюмы. Никаких сказочных наворотов, как в «Тюдорах»! Показано, что рукава были съёмными, а лиф состоял из нескольких частей, собиравшихся в единое целое при помощи булавок. Шикарно поданы головные уборы Тюдоровской эпохи — arcelet и gable.
Что касается игры, то здесь царит в прямом и переносном смысле Генрих — Джуд Лоу. В молодости он возмущался, что в нём все видят лишь хорошенькую оболочку, не представляя, что его актёрский диапазон куда как шире. Тут, начисто утративший свои телесные стати, Лоу играет на разрыв аорты. Наконец-то ему дали развернуться! Он отлично передаёт раблезианский дух чинквеченто с его кровавым пиром — пышными балами и не менее эффектными казнями, неистовым религиозным надрывом, хохотом и плачем. Рёв над пропастью. Страх перед неясным будущим. На это стоит посмотреть.
*лицо, признанное иностранным агентом
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»