«Звёзды мирового балета» в Минске

«Звёзды мирового балета»

4 апреля в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Белоруссии было показано долгожданное шоу «Звёзды мирового балета», которое за день до этого с большим успехом прошло в Витебске.

Художественные руководители проекта Тобиас Эхингер, Пол Сиакист и Рудольф Кубиченко подобрали номера для поклонников как классического, так и современного балета, для любителей и академической, и беспуантовой хореографии.

Мы увидели отрывки из тех балетов, которые часто исполняются и идут в театре («Дон Кихот», «Сильфида»), а также из балетов, которые не так широко известны.

Перед началом представления зрителям предлагали приобрести программку-буклет стоимостью около четырёх евро. В буклете на одной из страниц был указан порядок номеров, причём, каждый на своём языке — английском, французском или немецком. На остальных десяти страницах была реклама.

Чтобы добыть копеечную программку на русском языке, одна из зрительниц даже поконфликтовала с администрацией театра. Там был напечатан другой порядок номеров, и были включены номера, отсутствующие в буклете. Но в реальности последовательность выступлений отличалась от указанной в обеих программках.

Названия и исполнителей не объявляли, поэтому

зрителям, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо было чуть ли не профессионально разбираться в балете,

то есть, заранее знать всех танцовщиков и все произведения.

«Звёзды мирового балета»

Между тем, Тобиас Эхингер утверждает, что

«при создании этого спектакля чрезвычайно важным было следование артистической концепции и тематической линии, а не просто приглашение нескольких звёздных имён в одно шоу».

Но если порядок и набор номеров могут варьироваться, то можно ли говорить о концепции и, тем более, о спектакле, который подразумевает целостность и продуманную логику развития действия? Ведь наличие концепции предполагает, что зрителя очаровывают или разочаровывают именно в определённом порядке, который задуман «куратором» балетной программы.

Однако эффект, который оказывает на зрителя его шоу, Тобиас Эхингер описывает очень точно: «В этом шоу я хочу удивить зрителя и поразить его высочайшим исполнением искусства танца».

Действительно,

мы были удивлёны и поражены красотой исполнения, технической точностью, изобретательностью хореографов.

На фоне недавно представленного публике «Щелкунчика» Тихомировой всё увиденное на сцене показалось просто фантастическим. И в этом смысле мы увидели действительно шоу, а не концерт или дивертисмент.

Всё-таки, установить подлинный эмоциональный контакт с публикой, вызвав в полной мере ощущение неизбывной радости жизни или же её трагедии, демонстрируя отдельный небольшой номер под фонограмму, непросто. В принципе, оценить технический уровень исполнения можно и посмотрев отрывки из балетов на мониторе компьютера (многие из показанных номеров выложены в сеть).

«Звёзды мирового балета»

Несмотря на наличие трёх одиночных мужских номеров, очевидно, что если какая-либо тема и задавала единое логическое пространство представления, то это была тема отношений мужчины и женщины, их совместного бытия. На примере предложенных нам фрагментов можно было проследить, как эти отношения изменялись на протяжении столетия:

от веры в возможность гармонии и бережного отношения друг к другу в классических постановках до установки на противоборство в современном балете,

где нет надежды на счастливую совместную жизнь, а женщина выступает как равный, сильный, зачастую агрессивный партнёр, которого уже нет надобности оберегать, а нужно опасаться.

Шоу открыло па-де-де Белого лебедя в версии Петипа.

Его грациозно исполнили Роландо Сарабия и Венус Вилья. Они танцевали на пустой серой сцене, в лёгком дыму, одинокие влюблённые в тёмном мире, вызывая мысли о хрупкости не только чувства любви, но и красоты в классическом понимании, ускользающей и исчезающей.

Вулкан страстей на сцене разожгли Филиппа де Кастро и Карлос Пинильос в «Ветре».

Филиппа де Кастро предстала в образе женщины-стихии, которую невозможно укротить.

Увлекательно было следить за перипетиями столкновения двух сложных характеров в отрывке из балета «Там, где висят золотые вишни» Форсайта в исполнении Натальи Домрачевой и Ноя Гелбера.

В «Интимном расстоянии» Беатриса Кноп и Дмитрий Семёнов показали отношения созависимости,

в которых как мужчина, так и женщина могут осуществлять открытое физическое и психологическое насилие друг над другом.

«Звёзды мирового балета»

Драматическая «Кантата» Бигонцетти выглядела более оптимистичной: это картинно надрывная, но не трагичная история любви, в которой партнёры готовы предоставлять друг другу довольно много свободы.

Однако, подобных бурных объяснений и разбирательств с мужчинами вполне хватает и в жизни, а на сцене хотелось бы увидеть воплощение и других аспектов бытия человека в мире. Поэтому

настоящим подарком был номер на другую тематику: «Умирающего лебедя» Мауро де Кандида станцевал Владимир Малахов.

Я увидела в этом танце что-то отдалённо напоминающее гибель чудаковатого античного героя, тщётное противоборство с судьбой, но противоборство именно сегодня, когда в категориях «фатума», «рока» или «гибели» вряд ли кто-то осмысливает свою жизнь. Малахову единственному прямо по окончании его номера некто в чёрном вынес букет цветов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что

для белорусских зрителей и профессионалов балета подобное представление — это действительно событие.

В основной своей массе, наши балетоманы не могут себе позволить путешествовать, чтобы посмотреть на каждого танцовщика в отдельности, а

современный балет в Белоруссии только начинает делать робкие и не всегда успешные шаги на пути развития,

и в этом плане нам есть чему поучиться.

реклама

вам может быть интересно

Лирика и проза Бориса Блоха Классическая музыка