4 апреля в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Белоруссии было показано долгожданное шоу «Звёзды мирового балета», которое за день до этого с большим успехом прошло в Витебске.
Художественные руководители проекта Тобиас Эхингер, Пол Сиакист и Рудольф Кубиченко подобрали номера для поклонников как классического, так и современного балета, для любителей и академической, и беспуантовой хореографии.
Мы увидели отрывки из тех балетов, которые часто исполняются и идут в театре («Дон Кихот», «Сильфида»), а также из балетов, которые не так широко известны.
Перед началом представления зрителям предлагали приобрести программку-буклет стоимостью около четырёх евро. В буклете на одной из страниц был указан порядок номеров, причём, каждый на своём языке — английском, французском или немецком. На остальных десяти страницах была реклама.
Чтобы добыть копеечную программку на русском языке, одна из зрительниц даже поконфликтовала с администрацией театра. Там был напечатан другой порядок номеров, и были включены номера, отсутствующие в буклете. Но в реальности последовательность выступлений отличалась от указанной в обеих программках.
Названия и исполнителей не объявляли, поэтому
зрителям, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо было чуть ли не профессионально разбираться в балете,
то есть, заранее знать всех танцовщиков и все произведения.
Между тем, Тобиас Эхингер утверждает, что
«при создании этого спектакля чрезвычайно важным было следование артистической концепции и тематической линии, а не просто приглашение нескольких звёздных имён в одно шоу».
Но если порядок и набор номеров могут варьироваться, то можно ли говорить о концепции и, тем более, о спектакле, который подразумевает целостность и продуманную логику развития действия? Ведь наличие концепции предполагает, что зрителя очаровывают или разочаровывают именно в определённом порядке, который задуман «куратором» балетной программы.
Однако эффект, который оказывает на зрителя его шоу, Тобиас Эхингер описывает очень точно: «В этом шоу я хочу удивить зрителя и поразить его высочайшим исполнением искусства танца».
Действительно,
мы были удивлёны и поражены красотой исполнения, технической точностью, изобретательностью хореографов.
На фоне недавно представленного публике «Щелкунчика» Тихомировой всё увиденное на сцене показалось просто фантастическим. И в этом смысле мы увидели действительно шоу, а не концерт или дивертисмент.
Всё-таки, установить подлинный эмоциональный контакт с публикой, вызвав в полной мере ощущение неизбывной радости жизни или же её трагедии, демонстрируя отдельный небольшой номер под фонограмму, непросто. В принципе, оценить технический уровень исполнения можно и посмотрев отрывки из балетов на мониторе компьютера (многие из показанных номеров выложены в сеть).
Несмотря на наличие трёх одиночных мужских номеров, очевидно, что если какая-либо тема и задавала единое логическое пространство представления, то это была тема отношений мужчины и женщины, их совместного бытия. На примере предложенных нам фрагментов можно было проследить, как эти отношения изменялись на протяжении столетия:
от веры в возможность гармонии и бережного отношения друг к другу в классических постановках до установки на противоборство в современном балете,
где нет надежды на счастливую совместную жизнь, а женщина выступает как равный, сильный, зачастую агрессивный партнёр, которого уже нет надобности оберегать, а нужно опасаться.
Шоу открыло па-де-де Белого лебедя в версии Петипа.
Его грациозно исполнили Роландо Сарабия и Венус Вилья. Они танцевали на пустой серой сцене, в лёгком дыму, одинокие влюблённые в тёмном мире, вызывая мысли о хрупкости не только чувства любви, но и красоты в классическом понимании, ускользающей и исчезающей.
Вулкан страстей на сцене разожгли Филиппа де Кастро и Карлос Пинильос в «Ветре».
Филиппа де Кастро предстала в образе женщины-стихии, которую невозможно укротить.
Увлекательно было следить за перипетиями столкновения двух сложных характеров в отрывке из балета «Там, где висят золотые вишни» Форсайта в исполнении Натальи Домрачевой и Ноя Гелбера.
В «Интимном расстоянии» Беатриса Кноп и Дмитрий Семёнов показали отношения созависимости,
в которых как мужчина, так и женщина могут осуществлять открытое физическое и психологическое насилие друг над другом.
Драматическая «Кантата» Бигонцетти выглядела более оптимистичной: это картинно надрывная, но не трагичная история любви, в которой партнёры готовы предоставлять друг другу довольно много свободы.
Однако, подобных бурных объяснений и разбирательств с мужчинами вполне хватает и в жизни, а на сцене хотелось бы увидеть воплощение и других аспектов бытия человека в мире. Поэтому
настоящим подарком был номер на другую тематику: «Умирающего лебедя» Мауро де Кандида станцевал Владимир Малахов.
Я увидела в этом танце что-то отдалённо напоминающее гибель чудаковатого античного героя, тщётное противоборство с судьбой, но противоборство именно сегодня, когда в категориях «фатума», «рока» или «гибели» вряд ли кто-то осмысливает свою жизнь. Малахову единственному прямо по окончании его номера некто в чёрном вынес букет цветов.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что
для белорусских зрителей и профессионалов балета подобное представление — это действительно событие.
В основной своей массе, наши балетоманы не могут себе позволить путешествовать, чтобы посмотреть на каждого танцовщика в отдельности, а
современный балет в Белоруссии только начинает делать робкие и не всегда успешные шаги на пути развития,
и в этом плане нам есть чему поучиться.