Прекрасное кино-барокко XXI

Новый фильм Педро Альмодовара «Комната по соседству»

Кадр из фильма Педро Альмодовара «Комната по соседству» (The room next door)

Первый англоязычный фильм Педро Альмодовара «Комната по соседству» (The room next door) — экранизация по собственному сценарию романа американской писательницы Сигрид Нуньес «Через что ты проходишь» (What are you going through, 2020), опубликованного в 2020 году. В книге исследуются темы смертности и дружбы. Роман посвящён внутреннему миру двух подруг: одна писательница, другая — умирающая от рака учёная. П. Альмодовар превращает умирающую Марту (Тильда Суинтон) в бывшего военного корреспондента, чтобы лучше оттенить её конфликт с дочерью (её также сыграла Т. Суинтон), отец которой не может вернуться к жизни после Вьетнамской войны и погибает в горящем доме, пытаясь спасти людей, которых там нет.

Образ пустого дома становится главной пружиной сюжета: Марта приходит на презентацию книги своей давней подруги Ингрид (Джулианна Мур) и просит её пожить с ней в соседней комнате, пока она не выберет день, в который примет смертельную таблетку, заказанную через запрещённый интернет-ресурс. Поскольку в знакомой обстановке расставаться с жизнью тяжело, Марта снимает роскошный дизайнерский дом с бассейном, и режиссёр погружает нас в перелистывание альбома сцен-кинокадров, каждый из которых — законченный шедевр… эстетики барокко.

Люди, не знакомые с историей искусства, не увидят в сюжетных линиях фильма трёх главных барочных мотивов — «помни о смерти» (Memento mori), «всё пройдёт» (Vanitas) и «лови момент» (Сarpe diem), но именно комплекс этих элементов определяет не только форму того или иного художественного высказывания, но и его место в культурологическом контексте прошлого.

Двухуровневая, но внятная символика фильма Альмодовара построена на цветовых сочетаниях и композиционных решениях картин Эдварда Хоппера, одна из которых висит в доме с соседней комнатой. И неслучайно умирающая Марта в итоге превращается в героиню этой картины: здесь режиссёр прямо указывает на источник своего вдохновения и на главный эстетический ориентир [1].

Кадр из фильма Педро Альмодовара «Комната по соседству» (The room next door)

Барочной культурой пропитана и этическая программа фильма. Сложным выбором для Ингрид становится верность Марте в ущерб собственным представлениям о допустимом, когда она находит в её столе пакет с ядом и может его просто спрятать вместо того, чтобы собственными руками передать «смерть» подруге. Здесь мы видим борьбу чувства с долгом практически в регистре барочного моралите.

К барочной же эсхатологии я бы отнёс и побочный образ бывшего общего любовника Марты и Ингрид — профессора, читающего апокалиптические лекции о глобальном изменении климата (Джон Туртурро). Избыточная плоскость этой сюжетной линии, на самом деле, идеальная площадка для оформления главной мысли фильма: несмотря на то, что мы все умрём, каждый миг той жизни, которая у нас ещё есть, должен быть эстетически безупречным наслаждением этим божественным даром.

Важную роль в фильме играет музыка композитора Альберто Иглесиаса, с которым у режиссёра сложился прекрасный творческий союз [2]. Саундтрэк гармонично отражает многоплановые вибрации в смене настроений главных героев.

Роман Сигрид Нуньес рассказывает о переживаниях двух женщин, и Педро Альмодовар создаёт идеальное обрамление для блестящей игры двух изумительных актрис Тильды Суинтон и Джулианны Мур. И в этом самоустранении мэтра артхаусного кино мне видится тоже своеобразная барочная театрализация кинематографа, проступающая не в золочёных завитках и костюмных рюшах, мало отношения имеющих к основам стиля, но в самих художественных принципах, приёмах и идеях, на которых основан стиль барокко как таковой. Вместе с тем «Комната по соседству» отмечена родимыми пятнами левой политкорректности, детали которой, впрочем, не играют серьёзной роли в повествовании и выполняют, скорее, функцию барочной завитушки на безупречном в целом полотне.

Примечания:

1) Значение художественного наследия Эдварда Хоппера в современной массовой культуре переоценить невозможно. Например, в 1993 Мадонна Луиза Чикконе (сценический псевдоним «Мадонна») была настолько вдохновлена картиной Хоппера «Шоу девушек» (1941), что назвала в её честь свое мировое турне, в котором использовала некоторые элементы картины.

2) Фильм П. Альмодовара с музыкой А. Иглесиаса «Всё о моей матери» (1999) удостоен премий «Оскар», «Золотой Глобус» и др.

реклама