Нынешний, 2013 год — юбилейный для знаменитого амстердамского Концертгебау — зала и оркестра. Зал считается едва ли не лучшим в мире; по акустическим качествам и пышности декора он не уступает знаменитому Музикферайну в Вене (который, к слову, отмечает в этом сезоне свое двухсотлетие). А по вместительности превосходит его: главный зал рассчитан на 1974 мест, камерный — на 437. Недавно появился крошечный хоровой зал, на 150 мест.
Сейчас Концертгебау — центр музыкальной жизни не только Амстердама, но и всей Голландии:
почти половина посетителей всех концертов классической музыки в стране приходит именно сюда: за год его посещают три четверти миллиона человек, за сезон проводится почти 700 концертов.
Зал был построен по проекту архитектора Адольфа Леонарда ван Гендта, который вдохновлялся замыслом здания Гевандхауса в Лейпциге (оно было разрушено в 1945 году); строительство началось в чистом поле, за городом, в 1883 году, и было завершено в конце 1887 года. Официальная инаугурация зала состоялась 11 апреля 1888 года. А спустя полгода, в ноябре 1888 в нем дал свой первый концерт оркестр Концергебау. Через сто лет, в 1988 году королева Беатрикс пожаловала оркестру почетное звание «Королевский».
В этом году зал и оркестр отмечают свое 125-летие циклами юбилейных концертов.
Кроме концертов в родном Амстердаме, оркестр Концергебау, вместе со своим шефом, Марисом Янсонсом, поедет в мировое турне, которое охватит все континенты, включая Австралию.
В ноябре 2013 года — то есть, уже в следующем сезоне — запланированы гастроли в России. Концерты пройдут в Петербурге (8 ноября) и в Москве (9-10 ноября), в рамках Года Нидерландов в России.
Предстоящее событие — экстраординарной важности:
оркестр Концертгебау был в России лишь однажды, в 1974 году.
Но в то время он еще не занимал высшую строчку в рейтинге десяти лучших оркестров мира, по версии британского журнала «Граммофон». В конце ХХ века оркестр привычно был третьим — после Берлинских и Венских филармоников. Однако положение изменилось с приходом на пост главного дирижера Мариса Янсонса: за четыре года, заступив на должность в 2004 году, он сумел повысить качество игры и статус оркестра настолько, что в 2008 году его признали лучшим в мире.
Второй оркестр Янсонса — Баварского радио — занял в том же списке почетное шестое место. Хотя сам Янсонс считает, что баварский оркестр вполне достоин четвертого места.
У самого Мариса Арвидовича — тоже юбилей; только что, 14 января, ему исполнилось 70 лет.
Он относится к поколению дирижеров, мировоззрение которых сформировано в 60-е, а музыкантский стиль отточен в Европе, не без влияния Караяна. Как известно, Караян дал «путевку в жизнь» многим выдающимся дирижерам — Риккардо Мути, Марису Янсонсу, Сейджи Озаве. Однако же сам Янсонс мыслит себя петербуржцем. Выдающийся дирижер отмечал день рождения дома, в Петербурге, в семейном кругу, хотя и в Мюнхене, и в Амстердаме его просили отпраздновать юбилей вместе с оркестром.
В связи с тройным юбилеем Янсонсу и вверенному его попечениям оркестру Концертгебау предстоит напряженный сезон. Зал организовал специальный абонементный цикл, озаглавленный «Карт-блаш»: четыре концерта Янсонс проведет с оркестрами, с которыми маэстро связан теснее всего: с Концертгебау, Берлинскими и Венскими филармониками, и, разумеется, с Баварским оркестром радио. Кроме того, оркестр Концертгебау даст цикл концертов, посвященных юбилею зала, с тремя главными дирижерами: Бернардом Хайтинком (главный с 1963 по 1988 год, ныне носит звание «дирижера-лауреата»), Риккардо Шайи (руководил оркестром с 1988 по 2004 год, носит звание «почетного дирижера») и самим Янсонсом.
Зал Концертгебау
Зал Концертгебау — невероятно пафосный. Когда впервые входишь в него, захватывает дух от великолепия декора, простора, высоты и ширины. Зал огромен, но пространство его дружелюбно: высокий шатровый потолок, позолота, роскошные люстры. Еще одна особенность — дирижеры и солисты спускаются на сцену по довольно крутым лестницам, появляясь откуда-то сверху, как боги из машины. На двух уровнях зал опоясывают галереи, расширяющиеся в гостиные и буфетные. Стены украшены историческими портретами дирижеров, музыкантов, бюстами, гобеленами: все здесь дышит стариной и богатством.
В антракте каждому поднесут бокальчик вина, воды, или сока, на выбор, причем бесплатно.
Когда публика выходит в антракте в обширные галереи, там уже стоят подносы с напитками. Стоимость напитков, разумеется, учтена в цене билета, но все равно — приятно.
Построенный на бывшем пастбище, почти на болоте, зал постепенно оброс со всех сторон статусными «соседями». Буквально через дорогу от него расположился один из самых известных амстердамских музеев — Стеделийк, недавно торжественно открытый после реконструкции. К старинному зданию темно-красного кирпича пристроили гигантский бело-лаковый козырек плавных очертаний — в народе его тут же окрестили «ванной» — потому что в нем нет ни одного угла. Козырек накрыл новый просторный стеклянный холл, где разместились кассы, магазин, гардероб, кафе, пространство для временных выставок, а заодно защитил довольно обширную площадь перед входом в музей, чтобы посетителям было куда спрятаться от дождя.
В музее собрана впечатляющая коллекция современного искусства,
после реконструкции он переживает настоящий «бум»: посетителей так много, что они выстраиваются в длинные очереди, в которых порой, можно отстоять час, и два.
Неподалеку от Стеделийка, на зеленой лужайке, пушистым ковром покрывающей Музеумплейн (Музейную площадь) расположился музей Ван Гога, ныне закрытый на реконструкцию. А на другой стороне площади, аккурат напротив Концертгебау, распростерлось впечатляющее здание Риксмузеума, с коллекцией старых мастеров и прикладного искусства. По архитектурному стилю оно корреспондирует со зданием зала.
Плотность культурных учреждений на одном пятачке только способствует посещаемости. Концертные залы и музеи не испытывают недостатка в посетителях; в уикэнд наплыв такой, что в гардеробе Концертгебау просто не протолкнуться.
125 –летие зала отметят серией концертов в Большом и камерном залах: по одному концерту в месяц, в каждом из залов. Первый концерт цикла уже состоялся: 8 января Нидердандский филармонический оркестр под управлением британца Марка Уиглсворта сыграл программу из сочинений Вагнера, Мендельсона, Бетховена и Прокофьева.
Но главные концерты, охватывающие заветную дату инаугурации — 11 апреля — пройдут 10 и 12 апреля:
оркестр Концертгебау со своим шефом Марисом Янсонсом сыграет две обширнейшие программы. Среди солистов на 10 апреля заявлены Томас Хэмпсон, Джанин Янсен и Ланг-Ланг. В программе — увертюра к «Мейстерзингерам», песни из «Волшебного рога мальчика» Малера, Третий фортепианный концерт Прокофьева и Сюита из «Кавалера роз». В дополнение к основной программе, «Серенаду для струнных» Чайковского сыграет сводный струнный оркестр, составленный из музыкантов Венских, Берлинских филармоников, и оркестра Концертгебау.
Серию юбилейных концертов продолжит 17 апреля Риккардо Шайи. В мае свою «Бетховенскую серию» начнет Адам Фишер; 22 апреля на сцене зала выступит оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Королевский оркестр Концертгебау
Звук оркестра — бархатистый, слитный, приятный на слух. Слитная мощь, которую может временами демонстрировать оркестр, сочетается с развитой, дифференцированной ансамблевой игрой, из-за чего огромный оркестр иногда звучит как камерный.
Репертуар традиционно базируется на классико-романтической и постромантической симфонической музыке.
Однако оркестр сотрудничает с современными композиторами, в его исполнении впервые прозвучали некоторые сочинения Джорджа Бенджамина, Оливера Кнуссена, Тан Дуна, Томаса Адеса, Лучано Берио, Пьера Булеза, Вернера Хенце, Джона Адамса, Бруно Мадерны.
Первым дирижером оркестра был Виллем Кес (с 1888 по 1895 год). Но гораздо существенней на становление оркестра повлиял Виллем Менгельберг, который руководил оркестром полвека, с 1895 по 1945 год. При нем оркестр начал активно играть Малера, а после него Эдуард ван Бейнум (1945—1959) приобщил музыкантов к симфониям Брукнера. За всю историю оркестра в нем сменилось всего шесть дирижеров.
Марис Янсонс, нынешний шеф, всячески укрепляет репертуарный «фундамент»,
который по сию пору держится на четырех «столпах» — Малере, Брукнере, Штраусе, Брамсе, но добавил к списку Шостаковича и Мессиана. Только что, в Амстердаме, а затем и в Париже (12 января) сыграли «Турангалилу» Мессиана. А в обширное европейское турне, которое начнется с выступления в родном городе, Амстердаме 23 января, оркестр повезет Седьмую симфонию Брукнера, Второй скрипичный концерт Бартока (солирует Леонидас Кавакос), Пятую симфонию Чайковского и Первую Малера.
В честь юбилея оркестра заказаны сочинения финскому композитору и пианисту Магнусу Линдбергу, и самому, пожалуй, известному сегодня голландскому автору Луи Андриссену.
Концерты
Зал Концертгебау считается базовым для оркестра Концертгебау. Но это совершенно разные учреждения, каждый — со своей администрацией и менеджментом, отношения между которыми выстраиваются на основе аренды. Фактически, зал — это прокатная площадка, не имеющая собственных музыкальных коллективов. В зале могут выступать все оркестры и ансамбли города, равно как и гастролеры: афиша зала формируется из поступивших предложений, хотя некоторая самостоятельная политика в зале все же проводится.
За каких-нибудь три октябрьских дня — чему я была свидетелем — в зале выступили, один за другим, Концертгебау-оркестр, Амстердамский камерный, Нидерландский филармонический оркестры и филармонический оркестр радио. А также барочный «Оркестр 18 века» основанный знаменитым «старинщиком» дирижером Францем Брюггеном.
Голландия, страна, где зародилось HIP-движение, славна своими музыкантами аутентичного направления.
Один из отцов-основателей движения — а после ухода Густава Леонхардта, пожалуй, последний из могикан — это Брюгген. До сих пор его трактовки Лондонских симфоний Гайдна, исполненных циклом, и вызвавших в свое время беспрецедентный резонанс, считаются эталонными.
По аналогии с «Оркестром 18 века» в Британии был создан «Оркестр века Просвещения», ныне превзошедший славою свой прототип.
В субботу днем оркестр Франца Брюггена провел свой обычный абонементный концерт: зал был полон фанатов маститого дирижера, чувствовалось, что тут собрались единомышленники. Брюгген появился откуда-то снизу, из боковой двери: ему было явно трудно дойти до дирижерского подиума. Но, утвердившись, наконец, на нем, он совершенно преобразился: уверенно вступил «Ричеркар для шести голосов» Баха, затем последовала его же Первая сюита C-dur и Скрипичный концерт E-dur. Во втором отделении сыграли Оркестровую сюиту Рамо.
Оркестр звучал весьма изысканно, матово; солист, известный барочный скрипач Джулиано Карминьола, играл чутко, сенситивно, интеллигентно понижая звук почти до неслышного.
Брюгген, проведший первое отделение сдержанно по звуку и эмоции, дал себе волю в сюите Рамо: все взбодрились, оркестр заиграл четче, артикулированней. Калейдоскоп ритмов и темпов в сюите — торжественная Увертюра, гавоты, бодрый «Тамбурин» — театральность музыки Рамо воспламенила зал.
Пока в большом зале шли симфонические концерты, в камерном проходили клавирабенды и вокальные и квартетные вечера. Фактически, концерты идут по субботам и воскресеньям в режиме non-stop: первые концерты начинаются в 11 утра, дневные — в 14.15, вечерние — в 20.15, а в камерном зале — даже в 21.00.
Зал Концертгебау — явление уникальное даже для Европы,
богатой великолепными залами с длинной и славной историей. И даже в сравнении с Веной, музыкальная жизнь Амстердама удивляет и восхищает пестротой, разнообразием и интенсивностью.