«Консертгебау» (также Концертгебау; нидерл. Concertgebouw; букв. «здание для концертов») — концертный зал в Амстердаме, одна из лучших концертных площадок Нидерландов. Здание «Консертгебау» построено в 1883—1888 годах по проекту архитектора Адольфа Леонарда ван Гендта. Большой зал открылся 11 апреля 1888 года концертом из произведений Баха, Генделя, Бетховена и Вагнера. Спустя полгода в «Консертгебау» дебютировал одноимённый оркестр, для которого «Консертгебау» стал постоянным домом.
Амстердамский зал Консертгебау считается едва ли не лучшим в мире; по акустическим качествам и пышности декора он не уступает знаменитому Музикферайну в Вене. А по вместительности превосходит его: главный зал рассчитан на 1974 мест, камерный — на 437. Недавно появился крошечный хоровой зал, на 150 мест.
Сейчас Консертгебау — центр музыкальной жизни не только Амстердама, но и всей Голландии: почти половина посетителей всех концертов классической музыки в стране приходит именно сюда: за год его посещают три четверти миллиона человек, за сезон проводится почти 700 концертов.
Зал был построен по проекту архитектора Адольфа Леонарда ван Гендта, который вдохновлялся замыслом здания Гевандхауса в Лейпциге (оно было разрушено в 1945 году); строительство началось в чистом поле, за городом, в 1883 году, и было завершено в конце 1887 года. Официальная инаугурация зала состоялась 11 апреля 1888 года. А спустя полгода, в ноябре 1888 в нем дал свой первый концерт оркестр Концергебау. Через сто лет, в 1988 году королева Беатрикс пожаловала оркестру почетное звание «Королевский».
Зал Консертгебау — невероятно пафосный. Когда впервые входишь в него, захватывает дух от великолепия декора, простора, высоты и ширины. Зал огромен, но пространство его дружелюбно: высокий шатровый потолок, позолота, роскошные люстры. Еще одна особенность — дирижеры и солисты спускаются на сцену по довольно крутым лестницам, появляясь откуда-то сверху, как боги из машины. На двух уровнях зал опоясывают галереи, расширяющиеся в гостиные и буфетные. Стены украшены историческими портретами дирижеров, музыкантов, бюстами, гобеленами: все здесь дышит стариной и богатством. В антракте каждому поднесут бокальчик вина, воды, или сока, на выбор, причем бесплатно. Когда публика выходит в антракте в обширные галереи, там уже стоят подносы с напитками. Стоимость напитков, разумеется, учтена в цене билета, но все равно — приятно.
Построенный на бывшем пастбище, почти на болоте, зал постепенно оброс со всех сторон статусными «соседями». Буквально через дорогу от него расположился один из самых известных амстердамских музеев — Стеделийк, недавно торжественно открытый после реконструкции. К старинному зданию темно-красного кирпича пристроили гигантский бело-лаковый козырек плавных очертаний — в народе его тут же окрестили «ванной» — потому что в нем нет ни одного угла. Козырек накрыл новый просторный стеклянный холл, где разместились кассы, магазин, гардероб, кафе, пространство для временных выставок, а заодно защитил довольно обширную площадь перед входом в музей, чтобы посетителям было куда спрятаться от дождя. В музее собрана впечатляющая коллекция современного искусства, после реконструкции он переживает настоящий «бум»: посетителей так много, что они выстраиваются в длинные очереди, в которых порой, можно отстоять час, и два.
Неподалеку от Стеделийка, на зеленой лужайке, пушистым ковром покрывающей Музеумплейн (Музейную площадь) расположился музей Ван Гога, ныне закрытый на реконструкцию. А на другой стороне площади, аккурат напротив Консертгебау, распростерлось впечатляющее здание Риксмузеума, с коллекцией старых мастеров и прикладного искусства. По архитектурному стилю оно корреспондирует со зданием зала.
Плотность культурных учреждений на одном пятачке только способствует посещаемости. Концертные залы и музеи не испытывают недостатка в посетителях; в уикэнд наплыв такой, что в гардеробе Консертгебау просто не протолкнуться.
Зал Консертгебау считается базовым дляоркестра Консертгебау. Но это совершенно разные учреждения, каждый — со своей администрацией и менеджментом, отношения между которыми выстраиваются на основе аренды. Фактически, зал — это прокатная площадка, не имеющая собственных музыкальных коллективов. В зале могут выступать все оркестры и ансамбли города, равно как и гастролеры: афиша зала формируется из поступивших предложений, хотя некоторая самостоятельная политика в зале все же проводится.
Фактически, концерты идут по субботам и воскресеньям в режиме non-stop: первые концерты начинаются в 11 утра, дневные — в 14.15, вечерние — в 20.15, а в камерном зале — даже в 21.00. Зал Консертгебау — явление уникальное даже для Европы, богатой великолепными залами с длинной и славной историей. И даже в сравнении с Веной, музыкальная жизнь Амстердама удивляет и восхищает пестротой, разнообразием и интенсивностью.
Г. Садых-заде, 2013 г.
«Консертгебау» — концертный зал и оркестр в Амстердаме (Нидерланды). Открыт в 1888. Вначале предприятие «Консертгебау» поддерживалось частными лицами; затем зал и оркестр стали получать субсидии от государства, провинции и города.
До 1895 оркестр «Консертгебау» возглавлял В. Кес, в 1895–1945 главным дирижёром был В. Менгельберг, под руководством которого оркестр выдвинулся в число ведущих симфонических коллективов Европы. Важная роль в его творческом развитии принадлежит также Э. ван Бейнуму (в 1931–1945 дирижёр, в 1945–49 главный дирижёр). С 1959 оркестр возглавляют Э. Йохум и Б. Хайтинк. С оркестром «Консертгебау» в разные годы выступали А. Боулт, Т. Бичем, P. Буш, Б. Вальтер, Э. Клейбер, П. Монтё, И. Ф. Стравинский, В. Талих, Р. Штраус и др.
Ежегодно оркестр даёт ок. 140 концертов — в Амстердаме (80–90), Гааге, Роттердаме, Утрехте, Харлеме и др. городах Нидерландов, гастролирует за рубежом. Исполнительский облик оркестра «Консертгебау» отличается высокой ансамблевой культурой, насыщенностью звучания, экспрессией, тонкостью фразировки. В разнообразном репертуаре — мировая классическая музыка (в т. ч. П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков), а также произведения голландских композиторов. Оркестр «Консертгебау» — первый исполнитель в Нидерландах многих сочинений композиторов 20 в. (Б. Бартока, Л. Яначека, С. С. Прокофьева, А. Русселя, З. Кодая, Д. Д. Шостаковича и др.).
В зале «Консертгебау», помимо регулярных концертов, проводятся крупные музыкальные фестивали, в т. ч. Малеровский фестиваль (1920), где впервые был исполнен цикл из всех симфоний Г. Малера, фестиваль французской музыки (1922), фестиваль Р. Штрауса (1924) и др.
М. М. Яковлев
Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.