Eduard van Beinum
По счастливому стечению обстоятельств маленькая Голландия на протяжении двух поколений дала миру двух замечательных мастеров.
В лице Эдуарда ван Бейнума лучший оркестр Нидерландов — знаменитый «Консертгебау» — получил достойную замену прославленному Виллему Менгельбергу. Когда в 1931 году воспитанник Амстердамской консерватории Бейнум стал вторым дирижером «Консертгебау», в его «послужном списке» уже было несколько лет руководства оркестрами в Хиедаме, Гаарлеме, а перед тем — продолжительный период работы альтистом в оркестре, где он начал играть с шестнадцати лет, и пианистом в камерных ансамблях.
В Амстердаме он прежде всего обратил на себя внимание исполнением современного репертуара: произведений Берга, Веберна, Русселя, Бартока, Стравинского. Это отличало его от старших и более опытных коллег, работавших с оркестром, — Менгельберга и Монте — и позволило занять самостоятельное положение. С годами оно упрочилось, и уже в 1938 году специально для Бейнума был учрежден пост «второго» первого дирижера. После этого он уже проводил гораздо больше концертов, чем престарелый В. Менгельберг. Тем временем его талант снискал признание и за границей. В 1936 году Бейнум дирижировал в Варшаве, где впервые исполнил и посвященную ему Вторую симфонию X. Бадингса, а после этого посетил Швейцарию, Францию, СССР (1937) и другие страны.
С 1945 года Бейнум стал единоличным руководителем оркестра. Каждый год приносил ему и коллективу новые внушительные успехи. Нидерландские музыканты выступали под его управлением почти во всех странах Западной Европы; сам же дирижер, в дополнение к этому, успешно гастролировал в Милане, Риме, Неаполе, Париже, Вене, Лондоне, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе, Нью-Йорке и Филадельфии. И повсюду критика давала восторженные отзывы о его искусстве. Однако многочисленные гастроли не приносили особого удовлетворения артисту — он предпочитал тщательную, упорную работу с оркестром, считая, что лишь постоянное сотрудничество дирижера и музыкантов может принести хорошие плоды. Поэтому он отклонял многие выгодные предложения, если они не предусматривали длительной репетиционной работы. Зато с 1949 по 1952 год он регулярно проводил по нескольку месяцев в Лондоне, руководя Филармоническим оркестром, а в 1956—1957 годах подобным же образом работал в Лос-Анджелесе. Бейнум отдавал все свои силы любимому искусству и умер на посту — во время репетиции с оркестром «Консертгебау».
Эдуард ван Бейнум сыграл огромную роль в развитии национальной музыкальной культуры своей страны, пропагандируя творчество соотечественников, способствуя развитию оркестрового искусства. Вместе с тем его как дирижера отличала редкая способность с одинаковым мастерством и чувством стиля интерпретировать музыку разных эпох и стилей. Пожалуй, наиболее близка ему была французская музыка — Дебюсси га Равель, а также Брукнер и Барток, произведения которых он исполнял с особым вдохновением и тонкостью. Под его управлением впервые прозвучали в Нидерландах многие сочинения К. Шимановского, Д. Шостаковича, Л. Яначека, Б. Бартока, 3. Кодаи. Бейнум обладал удивительным даром вдохновлять музыкантов, почти без слов объяснять им задачи; богатая интуиция, яркая фантазия, отсутствие штампов придавали его интерпретации характер редкого сплава индивидуальной артистической свободы и необходимого единства всего оркестра.
Бейнум оставил немалое число записей, среди которых произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Равеля, Римского-Корсакова («Шехеразада») и Чайковского (сюита из «Щелкунчика»).
Л. Григорьев, Я. Платек