Виллем Менгельберг

Менгельберг, Виллем

Дата рождения
1871
Дата смерти
1951
Профессия
Страна
Нидерланды
Виллем Менгельберг

Голландский дирижёр немецкого происхождения. Виллема Менгельберга можно назвать основоположником нидерландской школы дирижирования, как, впрочем, и оркестрового исполнительства. Ровно полвека имя его было тесно связано с амстердамским оркестром «Консертгебау» — коллективом, во главе которого он стоял с 1895 по 1945 год. Именно Менгельберг превратил этот коллектив (основанный в 1888 году) в один из лучших оркестров мира.

Менгельберг пришел в оркестр «Консертгебау», уже имея некоторый опыт дирижерской деятельности. Окончив Кёльнскую консерваторию по классам фортепиано и дирижирования, он начал свой путь музыкальным директором в Люцерне (1891 — 1894). За годы пребывания там он обратил на себя внимание исполнением нескольких небольших ораторий, которые редко включаются в программу даже маститыми дирижерами. Смелость и талант молодого дирижера были вознаграждены: он получил весьма почетное предложение занять пост руководителя оркестра «Консертгебау». Ему было в то время всего двадцать четыре года.

С самых первых шагов стал расцветать талант артиста. Успех оркестра из года в год становился все прочнее. Кроме того, Менгельберг стал совершать и самостоятельные гастрольные поездки, диапазон которых становился все шире и вскоре охватил практически весь мир. Уже в 1905 году он впервые дирижировал в Америке, где позже — с 1921 по 1930 год — ежегодно гастролировал с огромным успехом, выступая с Национальным филармоническим оркестром в Нью-Йорке по нескольку месяцев подряд. В 1910 году он впервые появился за пультом театра «Ла Скала», заменив Артуро Тосканини. В те же годы он выступал в Риме, Берлине, Вене, Петербурге, Москве... С 1907 по 1920 год был также постоянным дирижером «Музейных концертов» во Франкфурте и вдобавок в различные годы руководил Королевским филармоническим оркестром в Лондоне.

С тех пор и до самой смерти Менгельберг по праву считался одним из лучших дирижеров своего времени. Высшие достижения артиста были связаны с интерпретацией творений композиторов конца XIX — начала XX века: Чайковского, Брамса, Рихарда Штрауса, который посвятил ему свою «Жизнь героя», и особенно Малера. Многочисленные записи, сделанные Менгельбергом еще в тридцатых годах, сохранили для нас искусство этого дирижера. При всем своем техническом несовершенстве они дают представление о том, какой огромной впечатляющей силой, неукротимым темпераментом, масштабностью и глубиной было неизменно отмечено его исполнение. Индивидуальность Менгельберга при всем ее своеобразии была лишена национальной ограниченности — музыка разных народов передавалась им с редкостной правдивостью, верным пониманием характера и духа. В этом можно убедиться, знакомясь, в частности, с выпущенной недавно фирмой «Филипс» серией пластинок под названием «Исторические записи В. Менгельберга». В нее вошли записи всех симфоний Бетховена, Первой симфонии и «Немецкого реквиема» Брамса, двух последних симфоний и музыки к «Розамунде» Шуберта, четырех симфоний Моцарта, симфонии Франка и «Дон Жуана» Штрауса. Эти записи свидетельствуют также, что лучшие черты, которыми славится ныне оркестр «Консертгебау»,— полнота и теплота звучания, сила духовых и экспрессия струнных — были выработаны также во времена Менгельберга.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама