Не успели отзвучать последние аккорды Шестого фестиваля симфонических оркестров мира, как через день в Москву, словно подхватив фестивальную эстафету, приехал Загребский филармонический оркестр. Единственный концерт коллектива из Хорватии на сцене Светлановского зала Международного Дома музыки стал возможен благодаря его участию в необычном фестивале под названием «Жемчужины Средиземноморья», в программе которого музыкальное искусство ряда средиземноморских стран было представлено в самых разнообразных аспектах. Однако необходимо отметить, что Хорватия стала единственной участницей этого фестиваля, продемонстрировавшей достижения своей национальной музыкальной культуры в чисто академическом, классическом стиле – и Загребский филармонический оркестр, основанный в 1871 году и являющийся одним из старейших симфонических коллективов Европы, как нельзя лучше отражает высокий уровень постановки филармонического дела в стране своей «резиденции». Сегодня именно благодаря ему Загреб поддерживает славу крупного музыкального центра, играющего важную роль на просторах обширного культурного пространства Европы: 140 лет истории Загребского филармонического оркестра – это не просто внушительный отрезок времени, это время становления, утверждения и творческого развития славных музыкальных традиций коллектива. Нынешний приезд оркестра в Россию – не первый, но впервые он приезжает к нам как представитель суверенной Хорватии.
В качестве солистов с оркестром выступали такие известные музыканты нашего времени, как Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Иво Погорелич, Монтсеррат Кабалье, а за его дирижерским пультом стояли Казуши Оно, Али (Александр) Рабари, Фрэнк Шипуэй, Шломо Минц, Лорин Маазель, Зубин Мета, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Валерий Гергиев и, наконец, итальянец Фабио Мастранджело, который и возглавил оркестр на обсуждаемом московском концерте. Уроженец Бари, Фабио Мастранджело в своем родном городе с 2006 года является главным приглашенным дирижером Teatro Petruzzelli, одного из знаменитейших театров Италии, но маэстро хорошо известен и российской публике как своими оперными, так и симфоническими проектами в Санкт-Петербурге и Москве. С сентября 2007 года Фабио Мастранджело – также главный приглашенный дирижер Новосибирского симфонического оркестра. В качестве солиста на московском концерте с Загребским филармоническим оркестром выступил хорватский пианист Ловро Погорелич, музыкант, свое профессиональное образование получивший в Загребской музыкальной академии (не путать с его гораздо более известным и более старшим однофамильцем и соотечественником Иво Погореличем!). Оба пианиста родились в Белграде, но пути становления их исполнительских карьер совершенно разные. После распада Югославии оба стали хорватскими подданными.
Впечатления от концерта Загребского филармонического оркестра в Москве оказались из разряда тех, что рекламные предвосхищения этого события полностью оправдались. Нам обещали «вихрь обжигающих романтических страстей, ярких образов и поэтичных настроений» – и в целом мы его получили. В этот вечер Загребские «филармоники» были просто «в ударе»: впечатления от их великолепной игры развивались по нарастающей. А началось всё с сюрприза. Дело в том, что в обширнейшем репертуаре Загребского филармонического оркестра весомое место занимают сочинения современных хорватских композиторов. Но среди них числится и весьма необычный автор – нынешний президент Республики Хорватия Иво Йосипович. И первым номером программы прозвучала его зажигательная «Самба» (оригинальное название – «Samba da сamera»), за которую в 1985 году он получил премию Европейского союза радио и телевидения. Сочинение это весьма необычно и интересно по форме: характерные ритмы бразильской самбы мастерски вплетены композитором в живописное симфоническое полотно, полное переменчивости красочных звучностей и темпераментных настроений.
Центральным разделом программы стали два сочинения Листа – ранний и нечасто исполняемый опус композитора «Malédiction» («Проклятие», 1833) для фортепиано и струнного оркестра, а также популярный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Анонс обсуждаемого музыкального события гласил, что Ловро Погорелич – «пианист, обладающий великолепной виртуозной техникой, и что особенно ярко его индивидуальность проявляется в интерпретации крупных романтических концертов». Что ж, после прослушивания названных сочинений и с этим предварительным тезисом нельзя не согласиться, но только – в его первой части. Ловро Погорелич действительно показал себя несомненным виртуозом фортепиано, однако вовсе не романтиком. Тяжеловесная, выразительно яркая, но в тоже время очень психологически точная и отрезвляющая поступь пальцев пианиста-виртуоза производила эффект сильного драматического чувства, подверженного прежде всего канонам музыкального классицизма, а не утонченному изяществу романтической формы и ее одухотворенного содержания. Игрой этого исполнителя с холодным прагматичным рассудком и технической оснащенностью мы, конечно же, восхитились… Восхитились, но не пленились, но впрочем, и это уже весьма неплохой результат!
Финалом выступления загребских «филармоников» явилось исполнение Четвертой («Итальянской») симфонии Мендельсона. И оно стало подлинным апофеозом вечера, подлинным триумфом, подлинной незабываемой интерпретацией, казалось бы, до дыр заигранного популярнейшего сочинения. Вот где романтические музыкальные настроения искрились мириадами оттенков и звучностей, вот где оркестранты смогли продемонстрировать поистине филигранное прочтение этой хрестоматийной партитуры, вот где маэстро Фабио Мастранджело смог дать наибольший выход своему итальянскому темпераменту – темпераменту, который всё же оставался в строгих рамках стилистической необходимости и целесообразности. Качество оркестрового звука при исполнении симфонии Мендельсона было поистине совершенным: легким и прозрачным, как хрустальные отблески, акцентированным и рафинированным, одухотворенным и наполненным романтическим пареньем. Так что слушателям ничего не оставалось, как полностью довериться оркестрантам и позволить увлечь себя в этот пленительно-волшебный музыкальный поток – и очень хочется надеяться, что не в последний раз!