Georg Solti
Кто из современных дирижеров является обладателем наибольшего числа премий и наград за записи на пластинки? Хотя такой подсчет, конечно, никогда не производился, некоторые критики справедливо полагают, что чемпионом в этой области оказался бы нынешний руководитель и главный дирижер лондонского театра «Ковент-Гарден» Георг (Джордж) Шолти. Почти ежегодно различные международные организации, общества, фирмы и журналы отмечают дирижера высшими отличиями. Он является обладателем премии имени Эдисона, присуждаемой в Нидерландах, премии американской критики, французской премии Шарля Кросса за запись Второй симфоний Малера (1967); его пластинки с операми Вагнера четыре раза получали «Гран-При» французской академии грампластинки: «Золото Рейна» (1959), «Тристан и Изольда» (1962), «Зигфрид» (1964), «Валькирия» (1966); в 1963 году этой же награды была удостоена его «Саломея».
Секрет такого успеха не только в том, что Шолти записывается много, причем нередко с такими солистами, как Б. Нильсон, Дж. Сазерленд, В. Виндгассен, X. Хоттер и другие артисты мирового класса. Главная причина в складе таланта артиста, который делает его записи особенно совершенными. Как заметил один из критиков, Шолти записывает методом «перевыполнения своих задач на двести процентов, чтобы в результате получить необходимые сто». Он любит еще и еще раз повторять отдельные фрагменты, добиваясь рельефности каждой темы, эластичности и красочности звука, ритмической точности; он любит работать с ножницами и клеем над магнитофонной пленкой, считая эту часть своего труда также творческим процессом и достигая того, что слушатель получает пластинку, где незаметны никакие «швы». Оркестр в процессе записи представляется дирижеру одним сложным инструментом, который позволяет ему добиваться осуществления всех его замыслов.
Последнее, впрочем, относится и к повседневной работе артиста, основная сфера деятельности которого — оперный театр.
Наиболее сильной стороной Шолти является творчество Вагнера, Р. Штрауса, Малера и современных авторов. Однако это не значит, что дирижеру чужд и мир иных настроений, иных звуковых образов. Свою разносторонность он доказал за годы уже довольно продолжительной творческой деятельности.
Шолти воспитывался в родном городе Будапеште, окончив здесь в 1930 году Музыкальную академию по классам 3. Кодаи как композитор и Э. Донаньи как пианист. Получив диплом в восемнадцать лет, он затем поступил на работу в Будапештский оперный театр и занял там в 1933 место дирижера. Международная известность пришла к артисту после встречи с Тосканини. Это произошло в Зальцбурге, где Шолти, как ассистенту-дирижеру, довелось как-то провести репетицию «Свадьбы Фигаро». Случайно в партере находился Тосканини, который внимательно прослушал всю репетицию. Когда Шолти кончил, наступила гробовая тишина, в которой раздалось лишь одно слово, произнесенное маэстро: «Bene!» — «Хорошо!». Вскоре об этом знали все, и перед молодым дирижером открылось блестящее будущее. Но приход к власти фашистов заставил Шолти эмигрировать в Швейцарию. Долгое время он не имел возможности дирижировать и решил выступать как пианист. И тут успех пришел очень быстро: в 1942 году он завоевал первую премию на конкурсе в Женеве, стал давать концерты. В 1944 году по приглашению Ансерме он провел несколько концертов с оркестром Швейцарского радио, а после войны вернулся к дирижерской деятельности.
В 1947 году Шолти возглавил Мюнхенский оперный театр, в 1952 году стал главным дирижером во Франкфурте-на-Майне. С тех пор Шолти гастролирует во многих странах Европы и с 1953 года регулярно выступает в США; однако несмотря на выгодные предложения, он категорически отказывается переехать за океан. С 1961 года Шолти стоит во главе одного из лучших театров Европы — лондонского «Ковент-Гардена», где он осуществил ряд блестящих постановок. Энергия, фанатичная влюбленность в музыку принесли Шолти всемирное признание: особенно его любят в Англии, где он получил прозвище «суперволшебника дирижерской палочки».
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969